Официальное китайское издание характеризует ситуацию в Тайваньском проливе следующим образом: «Путей отхода больше нет, и все стороны готовы к худшему». По словам авторов, есть большая вероятность, что «случайная стрельба» приведет к конфликту. «Скоро у нас будет наш первый бой!» — пишет один читатель.
Тайваньские СМИ заявили, что тайваньский «командующий армией» Сюй Янпу посетил Соединенные Штаты и посетил Вашингтон, ссылаясь на американские источники. «Министр обороны Тайваня» Цю Гочжэн ответил, что это был не секретный визит, а скорее ежегодная встреча для обмена идеями.
Визит «командующего вооруженными силами» Тайваня в США последовал за серией военных обменов между США и Тайванем, неуклонно накаляя обстановку и демонстрируя отход США от «политики одного Китая». Это также самая последняя провокация в отношении материковой части Китая.
Ситуация в Тайваньском проливе, без сомнения, находится на рекордно высоком уровне. Консенсус по Малаккскому проливу 1992 года больше не актуален, и большая часть потенциала стратегического сотрудничества между Китаем и Соединенными Штатами уже утрачена. Все стороны готовятся к худшему, и у них мало возможностей для маневра, который может помочь облегчить ситуацию.
С другой стороны, похоже, что ни у одной из сторон нет пути к отступлению. Официальные представители Демократической прогрессивной партии (ДПП) утверждают, что все, что они хотят сделать, это «защитить свободный и демократический образ жизни 23-миллионного населения Тайваня», и что единственное, что они могут сделать, это бороться до конца.
Позиция США заключается в следующем: сохранить свою демократию, сохранить доверие глобальных союзников и сохранить мировое господство. Еще более важными являются основания для твердой позиции Китая: мы защищаем национальный суверенитет и территориальную целостность, и то, что мы хотим завоевать, — это активный стратегический форпост Соединенных Штатов, чтобы подавить рост нашей страны.
Вполне вероятно, что США и Тайвань продолжат вступать в сговор, и готовность материкового Китая к вооруженному конфликту может усилиться в ответ. Напротив, если США и Тайвань предпримут новые усилия по противодействию действиям материка, будут приняты дополнительные контрмеры. Учитывая высокий уровень напряженности между тремя сторонами, а также отсутствие сценария и авторитетного посредника, все предвидят надвигающийся серьезный кризис; то есть вероятность непреднамеренной стрельбы, в результате которой внезапно вспыхнет конфликт в самое неподходящее время, велика.
Итак, как вы думаете, сможете ли вы продолжать «играть» в эту фантастическую игру? Наш ответ заключается в том, что материк, несомненно, будет продолжаться.
На самом деле, пока внутриполитические связи в Тайваньском проливе не улучшатся, ситуация будет ухудшаться, и другого способа ее улучшить не будет. Окончательная позиция материка состоит в том, чтобы посвятить всю свою энергию воссоединению теперь, когда DPP полна решимости стремиться к «независимости». Между этими двумя точками зрения нет места для компромисса. Враждебность Соединенных Штатов по отношению к Китаю носит стратегический характер, и они поддерживают любого, кто пытается ущемить национальные интересы Китая.
Это столкновение сильных воль, которое в конечном итоге должно перерасти в насилие. Руководство DPP попыталось использовать волю небольшого числа людей, чтобы подавить волю всего китайского народа, который призывал к воссоединению. Это несбыточная мечта — достичь этого тихо с помощью оппортунизма, как того желает тайваньское правительство. Такое предложение о «независимости Тайваня» будет отвергнуто историей и политическими правилами Китая.
Сейчас на материковой стороне не только власть, но и разумное политическое обоснование. Правительство Тайваня искренне молится о том, чтобы ему сопутствовала удача. Они верят, что материк не допустит настоящего конфликта, чтобы продолжать процветать. Таким образом, хотя на первый взгляд остров может показаться находящимся под угрозой, на самом деле он безопасен. Следующий шаг материка — подорвать их веру в шанс, подавить их волю и выйти из тупика в Тайваньском проливе.
С учетом того, что разница во власти по обе стороны пролива уже установлена и, как ожидается, будет только расти, мы должны предположить, что у тайваньских властей не будет иного выбора, кроме как в конечном итоге согласиться на воссоединение. Ситуация в Тайваньском проливе ухудшается, и только жители острова понесут на себе основную тяжесть этого. Решимость материка в конечном итоге свергнуть правителей DPP согласуется с основными политическими принципами.
В результате материковая часть должна поддерживать военное давление на Тайвань, одновременно используя соответствующие экономические и правовые инструменты, чтобы действительно наказать руководство Демократической прогрессивной партии. В то же время материковый Китай должен быть готов к неожиданным изменениям. Не верьте драматическим замечаниям Генерального прокурора о «битве до конца» и не обращайте слишком много внимания на «непостоянное» сотрудничество США и Тайваня. Мы должны просто придерживаться концепции «вы боретесь за себя, я борюсь за себя» (как предложил Мао Цзэдун в 1947 г. — прим. Бессонница.), и в конце концов ДФС не сможет выдержать такого давления.
Идея «одна нация, две системы» должна обеспечить выход из нынешнего затруднительного положения и обеспечить большую гибкость для мирного решения тайваньского вопроса. Должностные лица DPP не могут оспаривать это фактическое и подлинное соглашение, потому что общество на Тайване, скорее всего, примет его по мере обострения кризиса. Кроме того, это самый большой общий знаменатель, который объединяет все китайское общество.