Аналитики указывают на состояние цепочек поставок в Америке, констатируя тот факт, что заказы на оборудование американского производства находятся на уровне 1992-го года.
Экспорт Китая вырос в сентябре на 28% по сравнению с прошлым годом, что больше, чем прогнозировалось аналитиками. Более важно то, что экспорт Китая в Соединенные Штаты вырос на 31% с января 2018-го года, когда президент Трамп ввел тарифы на широкий спектр импорта США из Китая. Ежегодно с учетом сезонных колебаний США покупают китайских товаров на 635 миллиардов долларов, что составляет ошеломляющие 27% валового внутреннего продукта (ВВП) обрабатывающей промышленности США.
Такой вид зависимости от импорта экономисты связывают со странами третьего мира, зависимыми от бывших колониальных держав. Экспорт США в Китай за последние 12 месяцев составил лишь 30% экспорта Китая в США. За тот же период экспорт Китая в Южную Корею вырос на 50%, на Тайвань — на 60% и в Германию — на 61%, но Китай импортирует почти столько же из этих трех стран.
Спрос на китайские товары после прекращения пандемии привел к росту производственных мощностей Китая, что привело к нехватке электроэнергии, поставки которой в настоящее время сокращаются в ключевых отраслях промышленности, включая компьютерные чипы.
Китай вышел из эпидемии COVID-19 быстрее, чем любая другая крупная индустриальная страна, и меньше пострадал от нарушения производственного потенциала. Это частично объясняет увеличение китайского экспорта в США, несмотря на 20-процентный тариф примерно на половину всех товаров, продаваемых в Америку. Плохое состояние цепочек поставок в самой Америке — еще одна часть истории. Например, заказы производителям в США на производственное оборудование снизились до уровня 1992-го года, что составляет лишь половину от пикового уровня 1999-го года. Снижение корпоративного налога Трампом в 2018-м году уменьшило стимулы к инвестированию, сократив амортизационные отчисления для основного оборудования, чтобы платить за более низкую базовую ставку корпоративного налога. В ответ американские корпорации в 2019-м году потратили больше денег на выкуп собственных акций, чем на капитальные затраты, впервые после краха 2008-го года.
Другая проблема — сокращение активной рабочей силы. Уровень участия рабочей силы в США (процент занятого или ищущего работу населения трудоспособного возраста) резко упал после пандемии COVID-19 и не восстановился. Это объясняет, почему тарифы Трампа, продолженные администрацией Байдена, не смогли снизить зависимость Америки от китайского производства. У Америки не было выбора, кроме как импортировать больше китайских товаров, а потребители просто больше платили за них, что способствовало инфляции.
Администрация Трампа и Байдена выплатила 5,8 триллиона долларов в виде помощи в связи с COVID, что составляет примерно четверть ВВП США, и расширенное пособие по безработице, фактически заплатив значительной части рабочей силы, чтобы она оставалась дома. Это имело двойной эффект: увеличение спроса на товары (особенно бытовую электронику, импортируемую Соединенными Штатами из Китая) при одновременном сокращении предложения. Нехватка рабочей силы усугубила некоторые критические узкие места, в частности, транспорт. По оценкам Американской ассоциации грузоперевозчиков, в США не хватает 60 000 водителей грузовиков.
Примечание к данным: данные, использованные в этом анализе, публикуются Главным таможенным управлением Китая. Они были скорректированы на сезонные колебания с помощью алгоритма Census X-13 с использованием эконометрического программного обеспечения Eviews. Данные Китая по экспорту в США выше, чем данные США по импорту из Китая, в основном из-за уклонения от тарифов импортерами США, которые покупают китайские товары, которые сначала были экспортированы в третью страну.
Данные Китая более надежны, чем данные США, из-за практики уклонения от тарифов за счет косвенной маршрутизации китайского экспорта Как объяснили экономисты Федеральной резервной системы Хантер Кларк и Анна Вонг в исследовании, опубликованном в июне 2021-го года на веб-сайте Совета управляющих Федеральной резервной системы: дефицит двусторонней торговли товарами между США и Китаем, по-видимому, существенно сократился после эскалации торгового конфликта между США и Китаем в 2018-м году, по крайней мере, об этом свидетельствуют данные по торговле США. Напротив, китайские данные говорят о другом: дефицит, как следует из двустороннего профицита Китая, почти достиг исторического максимума к концу 2020-го года.
Исторически расхождение между этими показателями торгового баланса оставалось достаточно предсказуемым и стабильным. Но с началом торгового конфликта стоимость импорта из Китая, по данным США, упала более резко, чем стоимость экспорта в США, по данным Китая. Скорее всего, это явление объясняется двумя причинами: (1) импортеры США занижают данные о китайском импорте, чтобы избежать американских тарифов, и (2) китайские экспортеры сообщают о росте экспорта из-за изменений в налоговых льготах в Китае.
В этом примечании мы обнаруживаем, что большая часть изменения несоответствия может быть объяснена первым фактором, который, по оценкам, составляет 10 миллиардов долларов ежегодной потери доходов от тарифов в США из-за заниженных данных об импорте США.
ДЭВИД П. ГОЛЬДМАН