Ушел со своего поста глава пакистанской разведки (ISI) Фаиз Хамид, который, по некоторым данным, спровоцировал приход талибов к власти в Афганистане.
ПЕШАВАР. Обычная передача кресла начальника шпионской службы в Пакистане, которая, как считается, поощрялась Китаем, втянула армию страны и канцелярию премьер-министра в споры о том, кто назначает или переводит на другое место главу главного шпионского агентства. Премьер-министр Имран Хан, который сопротивлялся переводу начальника межведомственной разведки (ISI) генерал-лейтенанта Фаиза Хамида и придерживал уведомление о переводе, заявил во вторник на заседании кабинета министров, что хочет, чтобы он остался, по крайней мере, до тех пор, пока ситуация в Афганистане не стабилизируется.
Ранее в понедельник вечером командующий армией Камар Джавед Баджва и премьер-министр Хан провели длительную встречу, чтобы попытаться разрешить итуацию и выйти из тупика, возникшего в результате ухода Фаиза Хамида. Однако на следующий день министр информации Фауд Чоудри еще больше усложнил вопрос. Выступая на пресс-конференции после заседания кабинета министров, Фуад категорически заявил, что полномочия по назначению генерального директора ISI принадлежат премьер-министру, который будет следовать установленной процедуре, прежде чем направить уведомление об его уходе.
После нескольких дней интенсивных спекуляций о смене главного разведчика страны, военный пресс-релиз, выпущенный на прошлой неделе, наконец, развеял слухи. Генерал-лейтенант Надим Ахмед Анджум был назначен новым начальником ISI, заменив генерал-лейтенанта Фаиза Хамида, который был назначен командовать базирующимся
Был ли Пекин за этим шагом? Некоторые аналитики утверждают, что в центре разногласий был Пекин, который, возможно, подтолкнул руководство армии к уходу с поста Хамида за якобы неспособность выследить террористов, которые убивали китайский персонал в разных частях страны. Аналитики утверждают, что рост террористических атак на китайских граждан, работающих над созданием китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC) и не связанных с CPEC проектами в Пакистане, вызвал панику у китайских чиновников.
Убийство в середине июля девяти китайских инженеров на электростанции Дасу-Хайдель и нападения на китайских граждан в Гвадаре и Карачи поставили под вопрос меры безопасности, принятые пакистанской армией для обеспечения безопасности китайских рабочих. Китай официально заявил пакистанским властям о своей обеспокоенности плохими мерами безопасности и неоднократно требовал ареста тех, кто причастен к террористической деятельности. Некоторые инсайдеры утверждали, что Пекин хотел перестановок в главном агентстве безопасности на самом высоком уровне, чтобы укрепить безопасность своих граждан и положить конец подобным событиям с помощью эффективной системы шпионажа.
Некоторые говорят, что неразбериха вокруг передачи «идейного вдохновителя проекта по приходу к власти в Афганистане Талибана» продемонстрировала масштабы участия военного истеблишмента Пакистана в национальной и региональной политике и его роль в формировании событий в Афганистане, что привело к быстрой и неожиданной военной победе экстремистов, возглавляемых талибами.
Чтобы нажиться на трениях между гражданскими и военными институтами, главный оппозиционный фронт, Пакистанское демократическое движение (ПДД), занял проармейскую позицию, требуя досрочных выборов, чтобы остановить растущую поляризацию в стране. Некоторое время уже предполагалось изменение высшего поста главного разведывательного агентства. Встреча командиров корпусов на прошлой неделе утвердила эти изменения, и после этого было сделано объявление.
Начальник штаба армии генерал Камар Джавед Баджва встретился с премьер-министром Ханом в среду для консультации по выбору нового главы разведки после того, как командиры корпусов утвердили назначение. Сообщается, что Хан выразил свои сомнения в отношении его перевода на другую должность и хотел, чтобы распоряжение о передаче было отозвано обратно.
Заявления о перевороте. Наджам Сетхи, старший журналист и редактор Friday Time, сообщил во время ток-шоу, что объявление о новом назначении и переводе должно было исходить из дома премьер-министра, потому что процедурно премьер-министр назначает генерального директора ISI. За несколько дней до того, как был издан приказ о переводе тогдашнего начальника разведки генерал-лейтенанта Фаиза Хамида, представитель пакистанской армии Марьям Наваз подала петицию в высокий суд Исламабада, утверждая, что Фаиз организовал судебный переворот, чтобы избавиться от Наваза Шарифа.
Дочь свергнутого премьер-министра Наваза Шарифа в своем заявлении оспорила законность всего судебного разбирательства, в результате которого были осуждены ее отец и ее супруг. Она утверждала, что в свете выступления бывшего судьи Высокого суда Исламабада Шауката Азиза Сиддики в 2018-м году высшее разведывательное управление страны было причастно к манипулированию судебными процессами. «Эти судебные разбирательства были классическим примером явных нарушений закона и политической инженерии, о которых раньше не было слышно в истории Пакистана», — говорится в заявлении.
В 2018-м году суд по ответственности признал виновными бывшего премьер-министра Наваза Шарифа, его дочь Марьям Наваз и ее мужа, капитана в отставке Мохаммада Сафдара по делу о квартире Авенфилд и приговорил их к тюремному заключению на 10, 7 и 1 год соответственно за владение активами, превышающими их известные источники дохода. Вердикт был вынесен за 19 дней до всеобщих выборов. Высокопоставленный пакистанский политик, который предпочел не раскрывать свою личность, сказал Asia Times, что генерал Фаиз Хамид массово манипулировал выборами 2018-го года.
Во время опросов 2018-го года Фаиз Хамид, который тогда был заместителем главы ISI, не обращая внимания на внутреннюю безопасность, создал новый фронт в Южном Пенджабе, чтобы сократить количество голосов Пакистанской мусульманской лиги-Nawaz (PML-N). Эта группа позже массово присоединилась к пакистанскому Техрик-и-Инсаф (PTI), чтобы усилить свою парламентскую мощь в центре и в Пенджабе. Более того, он также поддержал экстремистскую партию Барельви Техрик-и-Лаббайк Пакистан (TLP), чтобы сократить число голосов PML-N в провинции Пенджаб. Генерала Фаиза Хамида также обвинили во взломе системы передачи результатов (RTS) в день голосования, чтобы подготовить почву для крупномасштабных фальсификаций на выборах 2018-го года. В сообщениях СМИ утверждалось, что премьер-министр Хан хотел, чтобы за его спиной был Фаиз Хамид, по крайней мере, до следующих выборов в 2023-м году, чтобы помочь ему выиграть избирательную битву, поскольку он манипулировал предвыборной агитацией в опросах 2018-го года.
С другой стороны, у армии, как сообщается, были более веские причины отстранить Хамида от занимаемой должности. Действующий глава разведки играл заметную роль во внутренней и региональной политике, что не устраивало высшие военные круги.
Приветствия в Кабуле. Его неожиданный визит в Кабул через несколько дней после прихода к власти талибов и его снимок в Кабуле, потягивающего зеленый чай с торжествующей улыбкой, снискали ему пренебрежительную славу в мировых СМИ. Его поведение в равной степени смущало его начальство в вооруженных силах, которое, по сообщениям СМИ, чувствовало необходимость сократить его амбиции с тем, чтобы укрепить ухудшающиеся отношения между гражданскими и военными.
Некоторые аналитики считают, что перевод генерала Фаиза Хамида в состав XI корпуса был осуществлен с учетом того, что корпус в Пешаваре приобрел дополнительное значение из-за ситуации в Афганистане. Пребывание Хамида в МВР, во время которого он установил очень тесные контакты с Талибаном, особенно с Хаккани, вероятно, было причиной его назначения в Пешаварский корпус. Во-вторых, они утверждают, что с ростом террористических атак «Техрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП) теперь стал реальной угрозой безопасности Пакистана.
Хамид и его преемник в ISI должны были сыграть ключевую роль в мирных переговорах с некоторыми из пакистанских талибов. Захид Хан, представитель пуштунской националистической национальной партии Авами (ANP), сказал Asia Times, что те, кто «выбрал» Хана, теперь будут сожалеть о своем выборе, потому что Хан устроил хаос со всеми государственными учреждениями, включая армию. Он сказал, что командирование и переводы в армию являются прерогативой главнокомандующего, а уведомление за подписью премьер-министра является лишь формальностью. Набросившись на уходящего шефа разведки, Захид заявил, что его однобокая политика нажила больше врагов, чем друзей в региональной дипломатии.
Он утверждал, что хорошим примером является Афганистан, где они навязывают афганскому народу талибов против своей воли. «Генерал Фаиз Хамид перешагнул свои конституционные параметры, играя более важную роль во внутренней политике и во внутренних делах Афганистана, что поставило страну в международную изоляцию. Его беспричинный визит в Кабул и болтовня с Хаккани разрушили имидж страны, которая сейчас находится под угрозой санкций Сената США», — добавил Захид.
FM SHAKIL