Неожиданная просьба Анкары о покупке истребителей F-16 у США выглядит как рациональное решение, продиктованное военными реалиями, но некоторые подозревают, что это может быть гамбитом, чтобы подготовить почву для переговоров с Россией по военным самолетам.
Запрос Турции у США 40 истребителей F-16 и 80 комплектов модернизации для существующих самолетов этого типа застал многих врасплох на прошлой неделе на фоне затянувшегося кризиса между двумя союзниками по НАТО из-за покупки Анкарой российских систем ПВО С-400 и ее очевидного намерения развивать военное сотрудничество с Россией.
Новость о предполагаемой покупке, оцениваемой примерно в 7 миллиардов долларов, появилась через несколько дней после встречи президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана со своим российским коллегой Владимиром Путиным в Сочи 29 сентября. После этого Эрдоган поднял вопрос о перспективах закупки второй партии С-400, несмотря на то что судьба четырех имеющихся у Турции батарей остается под вопросом, а также о дальнейшем сотрудничестве с Россией в аэрокосмической сфере и проектах по созданию подводных лодок и кораблей.
Запрос на новые F-16 является наиболее рациональным решением, которое Анкара могла бы принять в сложившихся обстоятельствах. Недостатки турецких ВВС в дальнейшем будут только расти, учитывая исключение Турции из программы совместных ударных истребителей F-35 (из-за покупки С-400), задержки в разработке первого отечественного военного самолета и старения имеющихся F-16. Аналитики в области безопасности отмечают, что в ближайшее десятилетие или два перед турецким потенциалом ведения воздушной войны стоит серьезная проблема смены поколений. Ни турецкий проект самолетов TF-X, ни вооруженные беспилотники местного производства, которые в последнее время привлекают большое внимание международного сообщества, не смогут ликвидировать этот технологический разрыв к 2030-м годам.
Таким образом, закупка новых F-16 в сочетании с комплексной модернизацией существующих самолетов станет хорошим промежуточным решением. Кроме того, будучи давним пользователем и лицензионным производителем F-16, Турция будет иметь значительные преимущества в плане инфраструктуры, технического обслуживания и пилотов.
Но сможет ли Турция преодолеть политические препятствия? Lockheed Martin, производитель самолетов, является очень влиятельным игроком в оборонной промышленности США и может лоббировать интересы Анкары. Чтобы обойти санкции США против Президиума оборонной промышленности, главного агентства Турции по закупкам, Анкара может использовать министерство обороны, чтобы организовать этот запрос.
Тем не менее антитурецкие настроения в Конгрессе США столь сильны, что этого может оказаться недостаточно. Турция испытала свои С-400 на истребителях F-16 во время испытаний в ноябре 2019 года, активировав радары систем российского производства. Использование самолетов F-16 в таких испытаниях только усугубило противодействие Конгресса крупным продажам оружия для Турции. Так зачем Анкаре обращаться с просьбой, у которой почти нет шансов пройти через Конгресс? Не является ли это дипломатическим маневром, призванным оправдать сближение Анкары с Москвой перед турецкой общественностью и международным сообществом?