В последние месяцы интерес к американо-китайским торговым переговорам ушел на второй план, как и американские ограничения в отношении Китая – любимое детище Дональда Трампа. Но Трамп ушел, а проблема осталась.
Напомним, что в январе 2020 г. стороны поле долгих месяцев переговоров подписали первую часть торгового соглашения, согласно которой Вашингтон сохранил пошлины в размере 25% на китайские товары на 250 миллиардов долларов в год наряду с 7,5% на товары на 120 миллиардов. Соглашение также предусматривало, что китайская сторона закупит американских промышленных товаров на 75 миллиардов долларов, энергоносителей — на 50 миллиардов, сельскохозяйственной продукции — на 40 миллиардов, а еще 35-40 миллиардов за два года Китай должен был потратить на услуги.
Уже тогда многие говорили о том, что первая фаза сделки не будет долгосрочной. Поэтому эксперты сочли первую фазу лишь краткосрочным перемирием, без уверенности в том, что вторая фаза вообще состоится.
Так оно, собственно, и вышло. Газета Wall Street Journal со ссылкой на администрацию президента Байдена сообщила, что США намерены, по сути, начать новые торговые переговоры с Китаем. Такой подход к переговорам «с чистого листа» обусловлен тем, что администрация Байдена сомневается, что Китай захочет рассмотреть вариант о серьезных переговорах по второй фазе.
И вот на днях вице-премьер КНР Лю Хэ и представитель США на торговых переговорах Кэтрин Тай в виртуальном формате обсудили вопрос отмены повышенных таможенных пошлин и санкций. Стороны обменялись мнениями о реализации торговой сделки между КНР и США, «выразили озабоченности и договорились урегулировать разумные опасения друг друга путем переговоров».
Показательно, что накануне консультаций Кэтрин Тай заявила, что США будут выстраивать торговые отношения с Китаем «с позиции силы». Странная риторика, ведь это торговые консультации, а не переговоры по разоружению. Тем более что вся история американо-китайских отношений показывает, что такой подход в отношении Китая просто не работает.
При этом, пишет Wall Street Journal, США намерены сохранить действующие пошлины на импорт товаров из Китая, чтобы КНР довыполнила условия первой части торгового соглашения 2020 г., а как рычаг давления могут быть введены и дополнительные пошлины.
Официальный представитель Министерства коммерции КНР Гао Фэн заявил, что китайские власти стремятся выполнить обязательства по торговой сделке с Соединенными Штатами, однако для соблюдения договоренностей Пекину требуется содействие самой американской стороны. Что касается повышенных пошлин, введенных на продукцию КНР при Дональде Трампе, китайский чиновник отметил, что Пекин считает их непродуктивными. «Они невыгодны для самих Соединенных Штатов и негативно влияют на восстановление мировой экономики».
То есть все-таки не с чистого листа. Однако сторонам придется внимательно просчитать все привходящие факторы. С одной стороны, американо-китайский товарооборот растет, несмотря на существующие противоречия и спад глобальной экономики, вызванный пандемией коронавируса. По итогам первых пяти месяцев 2021 г. он вырос на 52,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 279,64 миллиарда долларов. За текущий период экспорт из Китая в США вырос на 49,8%, составив 206,05 миллиарда долларов, в то время как США ввезли в Китай товаров на 73,59 миллиарда долларов, что на 59,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
С другой стороны, сегодняшний энергетический кризис больно ударил по производителям, что не может не сказаться и на торговле. К тому же американская стратегия давления на Китай в торговле и обмене технологиями никуда не делась. Поэтому сторонам еще предстоит разыграть сложную партию, чтобы достичь компромисса и взаимоприемлемых результатов.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН