Сегодня часто спорят о том, какой именно социально-экономический строй является действующим в России и в какой степени он соответствует ее интересам. У разных людей на этот счет совершенно разные точки зрения и разумеется, она есть у Правого курса. Так вот, в настоящее время общественным строем в РФ можно считать государственный капитализм, отличительной особенностью которого выступает сильная социальная составляющая. И судя по многим признакам, именно он в ближайшие годы (а возможно и десятилетия) сохранится в целом, возможно изменяясь в некоторых частностях. Что дает основания для таких утверждений?
Государственный капитализм — что это такое?
Для начала вспомним определение государственного капитализма. Под ним понимается экономическая система, в которой ведущую роль играет государство, а не частный бизнес. Оно занимается экономической деятельностью, включая создание, организацию и управление средствами производства на предприятиях государственной или смешанной государственно-частной формы собственности. В эти процессы включены накопление капитала, его распределение и управление, а также использование наемного труда. На практике это означает преимущественно государственную форму собственности — либо в чистом виде, либо в форме смешанных акционерных обществ с принадлежащим государству контрольным либо блокирующим пакетом. В результате государство при этом контролирует экономику, выступая в качестве единой корпорации, инвестирующей полученную прибыль в те отрасли производства, которые являются наиболее важными.
Как видите, никакой столь любимой либералами Невидимой Руки рынка нет и близко. Поскольку эта самая Рука в полной мере продемонстрировала свою разрушительную сущность в «святые 90-е», нанеся российской экономики колоссальный ущерб и доведя ее до объявленного в августе 1998 года дефолта. В результате были уничтожены сотни «не вписавшихся в рынок» предприятий, в том числе и стратегического характера, деградировали медицина и образование, а финансовая система работала лишь на благо спекулятивного капитала. К счастью, пришедшая к власти на рубеже ХХ и XXI столетий команда В.Путина пусть медленно и в первые годы крайне непоследовательно, но все же сумела отвести страну от края пропасти. А сегодня она успешно развивается и ставит перед собой задачи, о которых десятилетия назад можно было только помечтать.
Госкапитализм в России — всерьез и надолго
При этом особенностью госкапитализма в России является его достаточно сильная социальная составляющая, что особенно хорошо заметно в последние годы. В качестве примеров можно привести программы расселения из коммунальных квартир, аварийного жилья и т.д. — ничего подобного в «царстве либерального капитализма» под названием США нет и близко. Также государство оказывает помощь пострадавшим от стихийных бедствий, ликвидируя их последствия и строя новое жилье. Ну и конечно же, в значительной степени остаются бесплатными российские образование и здравоохранение.
Следует также добавить, что доля государственной собственности в России постепенно увеличивается — по информации Федеральной антимонопольной службы накануне дефолта 1998 года она составляла всего около 25%, а через 10 лет достигла уровня 40-45%. Еще через 5 лет, в 2013 году она превысила отметку 50%, а к 2018 году по многим экспертным оценкам поднялась еще больше — как минимум, до 60-70%. При этом, доля чисто государственных структур гораздо меньше — она оценивается на уровне около 10% или несколько выше, остальное же представляет собой долевое участие в предприятиях смешанной формы собственности. А кроме того, все более значимую роль в российской экономике играют госзаказы — их совокупный объем в первом квартале 2021 года достиг 3.2 трлн рублей, что на 15% превышает показатель годичной давности.
Все это показывает высокую эффективность госкапитализма с российской спецификой в современных условиях, а это означает, что он утвердился в стране всерьез и надолго. Разумеется, госкап не останется статичным и неизменным, а будет развиваться в соответствии с меняющейся внутренней и внешней ситуацией. Останется ли он в долгосрочной перспективе (на несколько десятилетий) — сейчас сказать сложно, но в ближней и даже среднесрочной — безусловно.