Похоже, что на карте мира вскоре может появиться еще одна «горячая точка» — в Закавказье, на границе Ирана и Азербайджана. Спустя год после полуторамесячной войны Армении и Азербайджана за Нагорный Карабах, по итогам которого большая часть его территории вернулась к Азербайджану, над регионом снова нависла угроза начала военных действий. Причем, в гораздо более серьезном масштабе, поскольку в конфликт может быть втянут не только Иран, но и Турция. Эта страна одновременно является союзником Азербайджана и главным соперником Ирана в регионе, к тому же она активно стремится к расширению своего влияния на соседние территории.
Что вызвало нынешнее обострение
На минувшей неделе в приграничных с Ираном регионах прошли совместные турецко-азербайджанские учения под названием «Нерушимое братство-2021», на что Исламская республика ответила созданием рядом с Азербайджаном мощной военной группировки. Которая также начала проводить свои учения, названные «Покорители Хайбара». Что все это означает и может ли в Закавказье в ближайшее время начаться новая война?
Непосредственным поводом для нынешнего обострения послужил инцидент с арестом азербайджанской полицией двух иранских водителей большегрузных автомобилей на участке соединяющей Иран и Армению трассы, который по результатам прошлогодней войны перешел под контроль Азербайджана. Задержанных обвинили в провозе неких «незаконных грузов» и неуплате дорожного налога, а на требования Ирана освободить своих граждан реакции не последовало. После этого последний и начал сосредотачивать на севере военные силы, затем закрыл свое воздушное пространство для азербайджанских самолетов. А после этого начал проводить и собственные военные учения.
Очень похоже, что Азербайджан все еще находится в состоянии эйфории от своей победы осенью 2020 года, и поэтому слегка «зарвался», уверовав во всемогущество своего «лучшего друга», который вступится за него в случае чего. Однако, Иран ничуть не уступает ему в военной силе, что он и демонстрирует на границе. Сюда переброшены не только танки и другая бронетехника, а также авиация и средства ПВО — КСИР (Корпус стражей исламской революции) выдвинул на передовую ракетные комплексы большой дальности и ударные БПЛА, ничуть не уступающие турецким «Байрактарам». А это означает, что к возможным военным действиям ИРИ готовится всерьез.
Закавказье — регион с множеством запутанных проблем
Еще одним фактором, способным привести к вооруженному конфликту, может стать Сюникская область Армении, отделяющая Азербайджан от Нахичевани — анклава этой страны на границе с Турцией. Азербайджанская сторона делает все, что бы получить «коридор» через нее к своей отделенной территории, а вот Иран жизненно заинтересован в сохранении статуса-кво — через Сюник он связан с ЕАЭС, с которым активно развивает отношения. Кроме того, иранскую сторону очень беспокоит активность Израиля в регионе — с этой страной Азербайджан поддерживает тесные связи еще с конца 1990-х годов. И как полагают в Тегеране, территория этого государства может быть использована израильтянами для полномасштабной атаки на объекты, связанные с иранской ядерной программой.
Наконец, в последние месяцы иранские спецслужбы зафиксировали активность в приграничных районах, где компактно проживают азербайджанцы. Разжигание среди них сепаратистских настроений — это прямая угроза национальной безопасности Ирана и поэтому совершенно очевидно, что он сделает все для их прекращения. Ведь в стране проживает немало национальных меньшинств, включая тех же курдов, которые мечтают о собственном государстве и сделают все для для его обретения, И если дать слабину в одном месте, они тут же воспользуются этим.
В общем, ситуация достаточно серьезная и начало военного конфликта в Закавказье с участием сразу нескольких стран можно считать вполне возможным. Россия в этом совершенно не заинтересована и в лице своего министра иностранных дел уже заявила о том, что она против роста военной активности в регионе. Кроме того, ее миротворческие силы дислоцированы в Карабахе и тоже являются фактором сдерживания напряженности. Но вот насколько это будет принято во внимание — вопрос пока открытый.