Польша и Австрия обсуждают перспективы инициативы Троеморья — масштабного инфраструктурного проекта, призванного объединить экономический, логистический и энергетический потенциал европейских государств, расположенных между Адриатическим, Балтийским и Чёрным морем.
Одного взгляда на карту достаточно, чтобы увидеть полное геополитическое сходство инициативы Троеморья с подобными проектами Варшавы прошлых веков — Междуморья Юзефа Пилсудского и АВС (Адриатика — Балтика — Чёрное море). Их целью всегда было отгородить Россию от Европы и не допустить экономического сотрудничества Москвы с европейскими столицами.
К инициативе Троеморья присоединились двенадцать государств Восточной и Западной Европы во главе с США (!). Польская сторона не скрывает планов привлечь Австрию к реализации инфраструктурных проектов Троеморья. Такая заинтересованность вполне объяснима, если принять во внимание центральное положение Австрии в Европе. Имея общую границу с Италией, Венгрией, Словенией, Германией, Чехией, Лихтенштейном, Швейцарией, Словакией и Чехией, Австрия географически является важным инфраструктурным узлом потенциальных антироссийских проектов Троеморья.
При этом Австрия сотрудничает с российским «Газпромом», продлила истекавший в 2028 году контракт на поставки российского газа до 2040 года. По словам главы австрийской энергетической компании OMV Райнера Зеле, к 2030 г. доля импортного газа в ЕС составит свыше 80% от потребляемого. Без сотрудничества с Москвой тут не выжить.
Но Варшава смотрит на ситуацию по-своему, антироссийский акцент здесь превалирует над всем остальным. По замыслу экономическим базисом Троеморья должна стать замена российского голубого топлива сжиженным газом из США. Если перетащить Вену на свою сторону в этом вопросе, тогда шансы инициативы Троеморья на успех значительно повысятся. Иначе через Австрию российское топливо продолжит поступать в другие западноевропейские страны. Ситуация схожа с 1968 годом, когда Запад спровоцировал «евромайдан» в Чехословакии, чтобы сорвать нефтегазовую сделку между СССР и Западной Европой (Италией, Францией). Такую сделку Вашингтон и НАТО считали угрозой солидарности антисоветского блока и подозревали Рим и Париж в нежелании идти на обострение отношений с Кремлём, к чему Вашингтон так стремился.
В связке с Германией Австрия является влиятельным игроком в сфере европейской энергетики, отстаивая импорт газа из России, в то время как Варшава стремится к политизированной «диверсификации» источников энергоресурсов. На деле такая «диверсификация» означает переход с российского газа на американский и частично норвежский. При этом понятно, что энергетическая зависимость Польши сохранится, поменяется только поставщик.
С выходом Великобритании из ЕС европейский континент становится всё менее «англосаксонским» и всё более «немецким». Вот почему сторонникам Троеморья важно развести по разные стороны два немецких государства — Австрию и Германию, не дав им превратиться во взаимодополняющий энергетический конгломерат, прагматично выстраивающий свою энергетическую безопасность с учетом «Северного потока-2».
Со своей стороны, Великобритания видит в Троеморье возможность сохранить своё присутствие в континентальной Европе, сдерживая российское и китайское влияние. К проекту предлагают привлечь даже Японию, которая давно не рада росту мощи и авторитета Китая. Тезис «Великобритания покинула ЕС, но она не покинула Европу» отражает геополитические амбиции Лондона, в т.ч. в рамках общей англосаксонской стратегии по противодействию России и Китаю на международной арене.
Варшава традиционно делает ставку на сотрудничество с англосаксами в противовес влиянию Германии и России. Участие Лондона в инициативе Троеморья активно приветствуется польскими властями. Лондон поддерживает польскую восточную политику, финансирует совместно с Варшавой телеканал «Белсат», вещающий на Белоруссию, приветствует вовлечение в политические махинации против России на газовом рынке Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, оказывает содействие режиму Зеленского. Для Польши идеальная геополитическая ось, на которой будет держаться вся инициатива Троеморье — это Вашингтон — Лондон — Варшава.
Пропагандисты Троеморья не устают перечислять выгоды, которые получат страны-участницы (третья честь из основных 77 проектов Троеморья относятся к энергетической сфере). Но они молчат о тех, кто проиграет. Это, например, Балканы, которые будут находиться практически в «серой зоне». Будучи отрезаны от России как экономического партнёра и окружены не совсем дружественным блоком, т.е. Троеморьем, балканские государства лишатся пространства для внешнеэкономического манёвра и будут обречены на перманентное пребывание на вторых ролях.
К примеру, серьёзные инвестиции в Сербию могут прийти в основном из России и Китая, но Троеморье, в случае своего развития, перекроет Сербии все шансы. Ведь цель Троеморья — не допустить сотрудничества Москвы и Пекина с Европой. Троеморье — это план объединения Европы по линии Север — Юг, чтобы замкнуть «санитарный кордон» в двух стратегически несущих точках — на Балтике и Чёрном море. Интересам Сербии это никак не отвечает. Сербия для Троеморья — неудобный сосед: не страдает русофобией, нейтральна в военном отношении, готова к углублению партнёрства с Россией и Китаем, уклоняется от антироссийских инициатив Вашингтона и Брюсселя. В экономическом процветании такого соседа Троеморье не заинтересовано.
И здесь у Варшавы родился план по привлечению Австрии, обладающей помимо всего определённым авторитетом в балканских делах.
Без Австрии Троеморье остается геополитически и экономически незавершённым. Пойдет ли Вена на столь политизированный и неадекватный для ее экономических интересов шаг? Едва ли ей это будет выгодно. При этом можно не сомневаться, что лозунг о Троеморье как инструменте инфраструктурного объединения Европы обернётся её расколом и углублением существующих противоречий.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции