Виновата ли Россия в нынешнем газовом кризисе в Европе? Мы можем с уверенностью заявить, что это не так. Использует ли она это? Да, мы можем почти без оговорок заявить, что автор верит. В Европе Путина изображают одновременно шантажистом и спасителем. Однако он просто ведет себя прагматично, чтобы продвигать российские интересы.
Цены на природный газ стремительно растут и ежедневно бьют рекорды. Европа внимательно следит за ними и обращает внимание на замечания «Газпрома». Виновата ли Россия в нынешнем кризисе? Мы можем практически без сомнения заявить, что это не так. Использует ли она это? Да, мы можем практически сказать с абсолютной уверенностью. В своих комментариях о ценовой ситуации президент Владимир Путин подчеркнул эти, казалось бы, противоположные моменты.
В социальных сетях был высказан широкий спектр мнений, включая Путина как шантажиста (использующего кризис для оказания давления на ЕС) и Путина как спасателя (он все еще обещал газ). На самом деле все намного проще. Владимир Путин не является ни Миреком Дусом из европейской политики, ни лордом Волдемортом. Он — российский президент, который привержен российским интересам, а Европа является и будет оставаться самым важным клиентом России в обозримом будущем. Спекулятивные потрясения любого типа могут быть полезны в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе они ограничат роль природного газа и России в энергетическом балансе Европейского союза. Очевидно, что в долгосрочной перспективе это не в лучших интересах России.
Таким образом, Европа является крупным клиентом «Газпрома» (он по-прежнему обладает монополией на экспорт природного газа по трубопроводам), и этот клиент платит вовремя. Россия поставляет более трети всего импорта газа в ЕС, и этот сценарий вряд ли изменится в ближайшем будущем. Китай оплатил материалы досрочно (детали соглашения 2014 года неизвестны, но, учитывая, что оно было подписано в то время, когда Россия находилась под давлением Запада, не следует ожидать, что это соглашение выгодно для нее). Экспорт в страны бывшего Советского Союза не особенно выгоден (Беларусь по-прежнему пользуется ценами, близкими к внутренним; Украина ничего или почти ничего не покупает).
Путин увлечен газовыми проблемами, и его диссертация (хотя и неопубликованная и, по мнению некоторых авторов, неоригинальная) посвящена газовому сектору и участию правительства в нем. С этой точки зрения в его выступлении одновременно было затронуто несколько интригующих тем. По мнению Владимира Путина, «Газпром» не должен отказываться от транзита через Украину и платить пошлину. Некоторым это может показаться нелогичным, но, с точки зрения Путина, репутация «Газпрома», а следовательно, и России, как надежного поставщика имеет решающее значение.
Газпром против Европы
Несмотря на кризисы 2006 и 2009 годов, Россия утверждает, что она никогда не угрожала поставкам природного газа в Европу, в отличие от транзитных стран, и обвиняет Украину в обоих кризисах. То же самое можно сказать и о белорусской проблеме. С другой стороны, очевидно, что бездушный подход руководства «Газпрома» только усугубил эти проблемы, в результате чего основная вина легла на Россию. В результате Путин призвал «Газпром» расширить поставки в Европу, несмотря на предупреждение компании о том, что она сосредоточится в первую очередь на российском внутреннем рынке.
Это выгодно как с коммерческой точки зрения («Газпром» сможет продавать газ по более высоким ценам), так и с репутационной («Газпром» сможет продавать газ по более высоким ценам). (Газпром как спаситель). Вопрос только в том, сможет ли и насколько «Газпром» расширить экспорт. В результате, продолжил Путин, рост не должен оказать пагубного влияния на местные поставки. Это вполне логично.
«Газпром» утверждает, что конкурентов у него нет, поскольку газовые трубы напрямую подключены к трубопроводу «Северный поток-2», который берет свое начало в России. В результате он пытается убедить европейские власти освободить их от собственных ограничений, позволив им в полной мере использовать Северный поток. Это, конечно, связано с сертификацией немецкими властями второй ветки «Северного потока-2», которая, как ожидается, будет завершена в следующем году. Очевидно, почему «Газпром» пытается увеличить объемы поставок по «Северному потоку», минимизируя поставки через Украину, поскольку это позволит ему избежать оплаты посредникам.
Как мне установить цену?
Еще одна проблема, которую раскритиковал Путин, — это переход европейских правительств от долгосрочных нефтяных контрактов к краткосрочным контрактам, цены на которые основаны на ценах на спотовом рынке. Кроме того, отставание в привязке контрактов к ценам на нефть (в случае «Газпрома» речь шла о средней цене на нефть три квартала назад, а в случае Statoil — два квартала назад) позволило, во-первых, избежать паники и других спекулятивных движений, которые мы наблюдаем сегодня, и, во-вторых, сделать ситуацию более предсказуемой.
Кроме того, отставание в привязке контрактов к ценам на нефть (в случае «Газпрома» речь шла о средней цене на нефть три квартала назад, а в случае Statoil — два квартала назад) позволило, во-первых, избежать паники и других спекулятивных движений, которые мы наблюдаем сегодня, и, во-вторых, сделать ситуацию более предсказуемой.
«Газпром» уже давно заявляет, что этот режим предпочтительнее рыночных цен, в то время как ЕС предпочитает рыночную систему, в которой отдельные поставщики конкурируют. Сторонники такой системы утверждают, что она имеет сразу множество преимуществ. Они утверждают, среди прочего, что связь между нефтью и природным газом в настоящее время незначительна, или что стоимость СПГ растет, позволяя осуществлять доставку из отдаленных районов, и так далее.
В результате этого обе системы теперь работают параллельно. «Газпром» продает часть своего газа по долгосрочным контрактам, привязанным к нефти, и поставляет часть по ценам спотового рынка до заключения контрактов на конкретную поставку. Учитывая то, как классифицируются контракты, определить, какая доля контрактов относится к спотовым рынкам, сложно. Однако, по словам Михаила Крутихина, российского эксперта по энергетике, они составляют от 25 до 40 процентов. На самом деле, даже при нынешних высоких ценах «Газпром», который уже ввел ограничение на эти «спотовые» поставки, может заработать немного.
Вполне вероятно, что «Газпром» не виноват в нынешнем затруднительном положении. Фирма выполняет свои обязательства, но не превышает согласованную сумму поставки. По совпадению, спрос на энергоресурсы вырос (руководство «Газпрома» продолжает кормить его заявлениями об ужасной зиме и т.д.), запасы природного газа сократились, а поставки ограничены (некоторые танкеры с СПГ просто повернули в Азию, которая всегда платит больше, чем Европа). Также были добавлены аварии на российских газовых заводах и другие инциденты. Все это проложило путь к значительному росту цен на энергоносители в Европе, особенно на нефть.
Конечно, никто не может читать мысли президента России или руководителей «Газпрома». Некоторые считают, что «Газпром», то есть президент России Владимир Путин, замышляет развал Европейского Союза. Но версия, в которой они просто используют нынешние обстоятельства, чтобы убедить их в необходимости долгосрочных контрактов и значимости их положения на европейском рынке в целом, гораздо более реалистична. В то же время президент России Владимир Путин не хочет, чтобы такая позиция ставила под угрозу долгосрочные интересы России как европейского поставщика энергоресурсов.