Либо на Южном Кавказе будут открыты все коммуникации, либо не будет открыто ничего. Подобное мнение выразил ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Николай Силаев.
“Крайне важно, чтобы в соответствии с договоренностями, достигнутыми 9-го ноября прошлого года, были открыты действительно все коммуникации. Открытие путей сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью через территорию Армении предполагает открытие путей сообщения между Арменией и Россией через побережье Каспия и наоборот. Думаю, что сегодня это понимают все”, — подчеркнул он.
Комментируя возможность возникновения угроз для Армении в случае предоставления Азербайджану возможности перемещать грузы и пассажиров через свою территорию, российский эксперт подчеркнул, что их просто нет. В первую очередь в силу взаимосвязанности и взаимной зависимости путей сообщения между Арменией и Азербайджаном.
“Предоставление Азербайджану коммуникаций через Мегри никоим образом не означает отрезание Армении от Ирана. Я просто этого себе никак не представляю, учитывая, что речь совершенно не идет об экстерриториальном коридоре. В конце концов, Армения в любой момент может перекрыть эти коммуникации в случае возникновения каких-либо проблем со своим транзитом через территорию Азербайджана”, — подчеркнул он.
“Крайне важно понимать, что разблокирование коммуникаций в первую очередь исходит из интересов самой Армении. И понимание это в Москве, безусловно, есть. Главными уязвимыми геополитическими точками Армении являются экономика и демография. Причем, обе взаимно обусловлены. Получив новые выходы на внешние рынки, Армения стимулирует экономический рост и, соответственно, демографию и безопасность. Последнее обусловлено неминуемым, постепенным повышением уровня доверия между сторонами карабахского конфликта”, — подытожил Силаев.
Саргис Тертерян