В ситуации вокруг продвигаемого Турцией, и как мы видим в последнее время, Москвой регионального формата “3+3” Армения поделать особо ничего не может. Подобное мнение выразил независимый аналитик Саро Сароян.
“По итогам 44-х дневной войны мы видим резко возросшую зависимость Еревана от Москвы, неспособность армянского правительства на любой самостоятельный шаг. Подобная ситуация в том числе обусловлена образом мышления и психологией – эти люди явно не являются политиками, способными вести “бунтарскую” политику. В этом свете, им остаются лишь периодические попытки выражать собственное недовольство посредством Ирана и Запада. И демонстрировать последним собственное желание вылезти из русско-турецких тисков в случае их поддержки”, — заметил он.
Возвращаясь к “3+3”, Сароян охарактеризовал данный формат как попытку Москвы и Анкары установить между собой его посредством новый поствоенный региональный баланс сил. “3+3”, на его взгляд, является средством отправки региональных проблем в спящий режим, либо их совместно решения посредством выставления международного сообщества перед фактом.
Аналитик рассматривает “3+3” как закономерное и последовательное продолжение процессов годичной давности. При этом, программы расширения российского и турецкого военного присутствия на Южном Кавказе, по его словам, были развернуты еще до 44-х дневной войны. Свидетельством чего являются июльские боестолкновения между Арменией и Азербайджаном в 2020 году. Согласно Сарояну, именно тавушские бои дали Турции легитимную возможность не только ввести войска, но и осуществлять на территории Азербайджана военные учения.
“Это стало возможным отнюдь не в результате стечения обстоятельств. Это стало результатом претворения в жизнь совместных политических программ. Но сегодня, столкнувшись с противодействием Ирана и Запада, Россия и Турция пытаются реализовать запланированный баланс, каким-то образом привлекая в этот процесс Иран. Неудачно, поскольку в Тегеране прекрасно осознали, что, обещаемый Москвой и Анкарой тактический успех, завершится для ИРИ большим поражением стратегического характера. В этом свете, реализация “3+3” для Тегерана недопустима”, — подытожил аналитик.
Давид Степанян