Иран усиливает напряженность в отношениях с Азербайджаном из-за давних тесных связей Баку с врагом Ирана – Израилем.
В ответ на совместные учения Азербайджана с турецкими войсками, на которых президент Азербайджана Ильхам Алиев появился в военном облачении, Иран провел учения войск вблизи азербайджанской границы.
Азербайджан остановил транзит иранских грузовиков к Армении, а Иран в ответ закрыл свое воздушное пространство для азербайджанских рейсов, связанных с военными нуждами. Но эскалация может привести к обратному результату: по сообщениям, Баку рассматривает возможность приобретения израильской ракеты Arrow 3 в качестве меры самообороны.
Иран обеспокоен тесными связями Азербайджана как с Израилем, так и с Турцией. Израиль покупает азербайджанскую нефть, а Азербайджан покупает израильское оружие, включая беспилотные технологии. И Турция, и Израиль поддержали военную кампанию Азербайджана против Армении в Нагорном Карабахе в прошлом году, а Иран склоняется в сторону Армении как противовеса турецко-израильско-азербайджанскому влиянию в регионе. Азербайджан также недавно обнаружил в стране иранскую ячейку, нацеленную на израильские интересы. Отношения осложняются тем, что этнические азербайджанцы составляют примерно 25% населения Ирана, насчитывающего около 83 миллионов человек.
Между тем теневая война между Израилем и Ираном, похоже, набирает обороты. Израиль обвинил Иран в заговоре с целью убийства израильских бизнесменов на Кипре, который Иерусалим назвал актом террора. Представители израильских служб безопасности считают этот шаг возмездием за убийство Израилем иранского ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде в ноябре 2020 года.
Тем временем Иран только усиливает свои предупреждения Баку.
30 сентября министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиан на встрече с новым послом Азербайджана в Тегеране Али Ализаде предупредил, что Иран не потерпит присутствия сионистского режима вдоль своих границ и примет необходимые меры против его деятельности.
4 октября Амир-Абдоллахиан после встречи в Тегеране с министром иностранных дел Армении Араратом Мизояном заявил: «Мы являемся свидетелями присутствия иностранных террористов и разрушительной деятельности сионистского режима в регионе».
6 октября Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи предупредил о роли иностранных (в основном американских) армий в регионе, упомянув о силах и базах США по всему Ближнему Востоку. Хаменеи также упомянул о событиях на северо-западе страны и в некоторых соседних странах, в частности, в Азербайджане, добавив арабский стих: «Те, кто роет яму для своих братьев, первыми упадут в нее».
6 октября Амир-Абдоллахиан в Москве заявил, что Иран не потерпит геополитических изменений и изменения карты на Кавказе.
Риск тотального пограничного столкновения остается низким. Турция, учитывая ее более широкие отношения с Ираном (включая газовую торговлю), вряд ли будет вовлечена в конфликт, а Иран может разжечь любые неприятности, если захочет, в Азербайджане и Нагорном Карабахе. Израиль, со своей стороны, «не ожидает, что ирано-азербайджанский кризис перерастет в открытые боевые действия», заключает израильский журналист и политический аналитик Бен Каспит, но есть опасения, что Иран становится более решительным и менее боязливым.
Тем временем в самом Израиле на фоне противостояния с Ираном усиливаются внутренние проблемы. Хрупкая правительственная коалиция готовится к голосованию по бюджету
В понедельник в Кнессете (израильский парламент) началась зимняя сессия, ставшая решающим испытанием для коалиционного правительства, собранного премьер-министром Израиля Нафтали Беннетом и альтернативным премьером, министром иностранных дел Яиром Лапидом. Как пишет политический обозреватель Мазаль Муалем, сделав невозможное и сформировав правительство, они должны убедиться, что каждый член коалиции осознает, что созданная ими структура может развалиться в любой момент.
Коалиция во главе с Беннетом, имеющая тонкое как бритва большинство в израильском парламенте и находящаяся под ежедневной осадой бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который возглавляет «Ликуд», крупнейшую оппозиционную партию, должна принять во втором и третьем чтении государственный бюджет до конца ноября – и не может позволить себе никаких дезертиров.