Откровенный министр финансов из Гамбурга — главный претендент на замену Ангеле Меркель.
Давненько у меня не выходила эта рубрика, и вот теперь я решил, что пора бы её возродить. Всё же британский еженедельник «Экономист» (The Economist) издающийся с 1843 года, — одно из авторитетнейших в мире изданий и при этом одно из моих любимых.
Если бы немцы напрямую избирали своего канцлера, Олаф Шольц мог бы сменить Ангелу Меркель на федеральных выборах 26 сентября. Кандидат от левоцентристской Социал-демократической партии (СДПГ), г-н Шольц намного более популярен, чем его главный соперник, Армин Лашет, кандидат от консервативного Христианско-демократического союза (ХДС) г-жи Меркель и его баварского союзника, Христианско-социального союза ( CSU). В конце концов, популярность Шольца помогла СДПГ достичь лишь четвертой, хотя и небольшой, победы на национальных выборах в послевоенной истории: СДПГ получила 25,7% голосов против 24,1% ХДС / ХСС. Но поскольку Германия вступает в сложный период коалиционных переговоров, победа г-на Шольца оставляет ему наилучшие возможности для формирования правительства и занять место г-жи Меркель. Кто такой Олаф Шольц и какой Германией он хочет править?
Помимо того, что он является кандидатом от СДПГ, г-н Шольц является министром финансов и вице-канцлером Германии — должности, которые он занимал с 2018 года в «большой коалиции», которую его партия сформировала с консерваторами г-жи Меркель (и которая будет оставаться у власти до тех пор, пока не придёт новое правительство, которое ещё предстоит сформирован). Когда разразилась пандемия, г-н Шольц ослабил узел на кошельке, утверждая, что финансовая корректность Германии в предыдущие годы создала пространство, которое можно было потратить в случае стихийного бедствия. Германия запустила пакет внутренних стимулов на сумму 130 млрд евро (150 млрд долларов), и министерство финансов г-на Шольца сыграло важную роль в продвижении плана ЕС по восстановлению на 750 млрд евро (886 млрд долларов). Однако его щедрость имеет пределы. Он хочет, чтобы Германия восстановила ограничения своего конституционного «долгового тормоза», который ограничивает дефицитные расходы в 2023 году и выступает против ослабления налогово-бюджетных правил ЕС, как того хотелось бы Италии и Франции.
Шольц — один из самых опытных политиков Германии. Доверенный лейтенант Герхарда Шрёдера, последнего канцлера от СДПГ, в начале 2000-х годов Шольц взял на себя обязанности на уровне кабинета (министр труда) и регионального (мэр Гамбурга, его родного города). Его личные черты обычно ассоциируются с бюргерами его северного города: прагматичный, откровенный («Я либеральный, но не глупый», — однажды сказал он о законе и порядке) и протестантский (на его прощальной вечеринке не подавали алкоголь). В начале 2000-х его окрестили «Scholz-o-mat» за его манеру поведения как робота. Верный форме, Шольц не позволил победе своей партии вскружить ему голову. Он с радостью отступил в тень, пока его любимые партнеры по коалиции, зелёные и либеральные свободные демократы (СвДП), начали переговоры между собой.
Что хочет г-н Шольц для Германии? Он пообещал построить больше домов, чтобы сдержать рост арендной платы, и может указать на хорошие показатели по жилью в Гамбурге. Он также пообещал принять более быстрые меры по борьбе с изменением климата, не создавая угрозы для рабочих мест, и превратить Германию в ведущего экспортера технологий зелёной энергии. Ближайшим приоритетом будет повышение минимальной почасовой оплаты труда с 9,60 евро до 12 евро. Это не такие уж и радикальные обещания, но они содержат достаточно социал-демократического красного мяса, чтобы удовлетворить левое крыло партии Шольца. Осторожность и компетентность, его отличительные черты, продвинули г-на Шольца на самый верх. Теперь они вот-вот внесут его в канцелярию Германии.
Перевод с английского Александра Жабского.