Довольно давняя история транзита в независимой Украине начиналась с того, что за российский газ, как предназначенный для транзита в Европу, так и потребляемый страной сначала не платили вообще, ссылаясь на братские отношения бывших советских республик, потом он стоил смешных денег (помнится, цена $25 за тысячу кубометров долго оставалась актуальной). Украинский газовый пирог, с включением больших российских поставок, делился элитой с азартом и аппетитом следующим образом: газ отечественной добычи – на коммунальные нужды, деньги за транзит российского газа – в бюджет (минус коррупционная составляющая), российский газ – подаем промышленности (плюс коррупционная составляющая).
Потом были украинские революции и стремление Киева в «евроатлантические структуры», намерение «слезть с российской газовой иглы и не допустить использование Кремлем энергетического оружия». Во все это Украина пыталась и пытается верить, старательно подыгрывая коллективному Западу, надеясь на компенсацию с его стороны революционных и антироссийских заслуг. И вот, в настоящее время ситуация такова: драматический рост цен на газ, а по сути — энергетический кризис в Европе, и окончание строительства «Северного потока-2».
До самого последнего момента Украина надеялась, что ее ценность для Запада гораздо выше энергетической безопасности стран Европы. Как оказалось, но удивляются этому только в Киеве, это не так. Как становится ясно, заинтересованные в российском газе европейцы не горят бескомпромиссным желанием сохранить Украину как основного транзитера. Тем более, «демократизировав Украину» до антироссийского состояния они превратили ее в страну, с руководством которой Кремль не очень хочет разговаривать, так как не видит в этом смысла. По этой причине, заботятся об Украине (а скорее, делают вид) третьи страны. Так в июле текущего года появилось «Совместное заявление США и Германии в поддержку Украины, европейской энергетической безопасности и наших климатических целей». Согласно указанному документу Берлин принял на себя обязательства использовать все возможности, чтобы соглашение с Россией о транзите газа через Украину было продлено на срок до десяти лет. Заявление это было сделано тогда, когда уже было очевидно – строительство «Северного потока – 2» будет завершено, Германия противится давлению США по этому поводу, Москва не обращает на все это внимание, а Вашингтон, измотанный баталиями президентских выборов и поиском новых стратегий в Старом Свете, пытается обязать своих европейских «дружить против» России.
Никогда не было секретом, что Западу необходим надежный транзит, да и Украина на этом настаивает. Но при этом на законодательном уровне Киев определил Россию как «страну-агрессора», и этот самый агрессор должен обеспечить транзит и миллиардные поступления в украинский бюджет. На мой взгляд, это выглядит как некая «еврошизофрения»: Украина должна быть антироссийской страной и одновременно надежным транзитером газа все из той же России. Но так не бывает, и, похоже, это начинают понимать в Европе. Поэтому основная часть европейских потребителей в текущих обстоятельствах, не особо это афишируя, — за «Северный поток-2». Пример тому — подписание многолетнего контракта на поставки газа в Венгрию.
Заявление Владимира Путина, на фоне роста цен на газ и нарастания угроз европейской промышленности, стало «энергетической надеждой» для всей Европы: «Президент России Владимир Путин поддержал инициативу вице-премьера Александра Новака увеличить предложение газа на рынке на фоне роста цен на энергоносители в Европе. Новак сообщил, что Россия может стабилизировать ситуацию с ценами дополнительными объемами газа на бирже, добавив, что стране, прежде всего, необходимо удовлетворять внутренний спрос».
Но вернемся к Украине, Владимир Путин констатировал: «Газотранспортная система Украины не ремонтировалась десятилетиями и может лопнуть при увеличении давления газа. При этом «Газпрому» выгоднее и безопаснее работать на новых трубопроводных системах». Фактически Путин подтверждает (что и так все понимают) — Украина ненадежное и, по сути, лишнее звено, и что Европа может получать газ минуя ненадежные и технически, и политически украинские трубы. Помимо этого Российский Президент прагматично указывает, что увеличение транзита газа по украинской территории невыгодно «Газпрому» из-за более дешевых вариантов поставок по новым газопроводам. Выгода — три миллиарда долларов в год. Сплошные подсказки европейским потребителям – мы готовы увеличить поставки газа и сделать его для вас дешевле.
Еще один эпизод характеризует перспективу и реальность российского предложения: главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин предложил президенту свой способ стабилизации газового рынка в ЕС. По его словам, если «Роснефть» получит разрешение экспортировать в Евросоюз десять миллиардов кубометров газа из своих ресурсов, это также поможет стабилизировать газовый рынок. По моему, более чем внятное подтверждение, что Россия имеет достаточно ресурсов для влияния на газовый рынок, и не все они пока еще задействованы. В комплексе, это серьезная информация к размышлению для европейцев.
Газовые сложности уже заставили украинское правительство заморозить цены на газ для бытовых потребителей, но газ для промышленности в Украине дорожает вместе с расценками на европейских биржах, на которых цена доходила аж до $2 тыс. – на 6 октября текущего года. И только упомянутое выше заявление Путина привело к снижению цен. Вернемся вновь к Украине: «Как считает председатель «Федерации работодателей стеклянной промышленности» Дмитрий Олейник, это [рост цены газа – Д.Б.] приведет к неминуемому росту цен. Но производители не смогут повышать цены бесконечно — в какой-то момент покупатели просто не смогут покрыть себестоимость производства товаров. «Потребитель на Украине не сможет покрывать даже себестоимость производства. Заводы и фабрики потихоньку остановятся. А люди останутся без работы — это уже очень серьезно. Доходы бюджета «лягут», расходы взлетят… Вопрос банкротств — вопрос времени».
Так что, если Украина и дальше будет двигаться выбранным курсом, ей грозит деиндустриализация, что, кстати, вполне устроит Запад, но вряд ли понравится украинским промышленным олигархам, которые, между тем, уже давно присматриваются к сельскому хозяйству, не исключая для себя перспективу переквалифицироваться в аграрных баронов. Однако и сельское хозяйство не обрадуется высокой цене на газ, который активно потребляется хлебопекарнями, сахарными заводами и теплицами и т.д. Некуда бежать.
Помимо сугубо практических реалий, из сложившейся в мире энергетической ситуации и заявлений Владимира Путина по поводу украинского транзита, на мой взгляд, можно сделать следующие выводы:
- Поставки газа через Украину и на Украину – вопрос не только экономический, учитывая бесконечные антироссийские эскапады Киева;
- Эта проблема влияет на энергетическую безопасность Европы;
- Если эта проблема имеет несколько составляющих, то и решать ее надо комплексно;
- При этом сделать это в интересах Запада и Украины в ущерб интересам России не получится.
Как видим – в очередной раз выбор за Киевом и его теневыми патронами. А зима не за горами…
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Денис Батурин, политолог