В Казахстане взялись за русский язык. Уже несколько лет там пытаются перевести алфавит на латиницу. Правда, пока без особого успеха. Теперь вот начинают законами ограничивать использование русского языка. Кое-где на улицы выходят так называемые «языковые патрули». Недавно на НТВ показали сюжет, в котором пассажирка такси требует от таксиста, чтобы он общался с ней на казахском. Правда, требовала она это, почему-то, по-русски
Именно борьбой с русским языком начиналась борьба с Россией в бывших советских республиках. Местные националисты действуют по старой госдеповской методичке, которая доказала свою эффективность.
Интересно, что депутаты казахского парламента, принявшие закон об ограничении использования русского языка объясняют это тем, что такие пожелания поступают от населения, так сказать, снизу.
Надо ли будет удивляться тому, что спустя пару-тройку лет какой-нибудь казахский политик без тени иронии будет объяснять нам, что по духу казахам гораздо ближе американский образ жизни и только исторической несправедливостью можно объяснить то, что Казахстан граничит с Россией, а не с США. А еще спустя некоторое время начнутся разговоры о необходимости «срубить» с России денежную компенсацию за ущерб, нанесенный казахам в годы Российской империи и СССР.
Здесь нет никакого преувеличения. На примере Украины мы видим, как легко может сойти с ума целый народ вместе со всеми своими законодателями, бывшими и действующим президентами.
Если судить по опыту Украины, придется признать, что все эти звоночки свидетельствуют о том, что мы уже начали терять Казахстан. А вместе с ним и вложенные в него деньги. Местные поклонники коллективного Запада легко дадут убедить себя в том, что в Евросоюзе и США ночами не спят и все думают, как бы направить многострадальный казахский народ по правильному пути, то есть по пути разрыва всех отношений с Россией. Игра на национальных чувствах для этого подходит лучше всего.
Вывод из всего этого можно сделать только один – надо перестать петь дифирамбы о крепкой и нерушимой российско-казахской дружбе, которой, разумеется, следует дорожить, и заняться выстраиванием прагматических отношений. Любой союзник России должен четко осознавать, что потеря хороших с нею отношений неотвратимо скажется на его экономическом и политическом самочувствии.