В том, что ВВП был прав говоря, что украинская транзитная труба при небольшом усилении давления может лопнуть, не сомневается никто, кроме самих украинцев.
И в том, что «Газпрому» выгоднее заплатить штраф и не качать газ через Украину, слышали тоже все, Путин об этом тоже говорил. А вот почему это так, он в подробности не вдавался.
Можно восполнить этот пробел и рассмотреть несколько причин, почему России выгоднее прокачивать газ не через Украину, а по «Северному потоку-2». Правда об этом уже говорилось, но всё-же.
К первому и самому вескому доводу в пользу СП-2 можно отнести снижение затрат на транспортировку. Об этом вскользь проговаривались сами украинские чиновники из «Нафтогаза», когда называли сумму потерь от прекращения транзита в 3 млрд долларов.
Не обманули, ВВП назвал такую же сумму, только для нас это не потери, а сбережение. Иногда действительно дешевле объехать пост ДПС — фраза Шерина стала крылатой. Потому что тариф по «Северному потоку – 2» составит 2,1 доллара за тысячу кубометров на 100 км, а тариф через Украину – 2,66 доллара.
Притом, что новая трубопроводная система является намного эффективней за счет меньшего расстояния и более высокого давления в трубе. Доставка газа с Бованенковского месторождения на Ямале,откуда пойдёт теперь газ по СП-2, до границы Германии стало короче на 1900 км.
Следующим пунктом идёт так любимая европейцами тема низких выбросов парниковых газов, которая возведена в Европе в ранг молитвы. Украинская ГТС спроектирована и построена более 50-ти лет назад. И последние 30 лет в её ремонт, а тем более в модернизацию мало что вкладывалось. Давление, а соответственно и объёмы прокачки, увеличивать опасно.
Об этом и говорил Путин, когда намекал на лопнувшую трубу. Сейчас же технологии, качество труб, оборудование качественно изменились и поставки по «Северному потоку-2» в 5,6 раза уменьшают количество выбросов СО2 в атмосферу за счет нового оборудования и возможности качать больший объем.
Украинский же маршрут имеет больший углеродный след. Основные выбросы парниковых газов происходит при сжигании топлива, на котором работают газокомпрессорные станции, которые строились ещё в советское время и в этом плане мало эффективны. Грубо говоря, на каждые 100 км прокачки газа Украина тратит больше топлива, чем при доставке топлива по новым трубам.
Пошли дальше. Прокачивая газ по «Северному потоку – 2» Газпром платит за транзит газа не только по более низким тарифам, но и сам себе, то есть эти расходы остаются внутри российской компании. Прокачкой по Украине «Газпром» спонсирует, в том числе и армию Украины.
«Благодаря» Польше, «Газпрому пришлось стать полным хозяином «Северного потока – 2», а деньги, которые вложили европейские компании в этот проект стали кредитом. Теперь, прежде чем получать прибыль «Газпрому» надо вернуть этот кредит. Пока кредит не выплачен, акции трубы находятся в залоге у кредиторов.
То есть Газпрому как инвестору и компании, взявшей кредит, надо качать по «Северному потоку – 2» как можно больше газа, чтобы как можно быстрее расплатиться по кредитам и начать получать прибыль.
И наконец, «Северный поток – 2″ приходит прямо в Германию, что снижает транзитные риски, которые провоцирует Украина, сознательно политизируя транзит российского газа. Вот, спрашивается, чего Сергей Макагон, глава коммерческой компании»Оператора ГТС Украины» обсуждал с руководством военно-политического блока НАТО?
Или истерия и требования запретить коммерческий контракт на поставку газа между Венгрией и Газпромом. Да много ещё чего позволяют делать нашему , когда-то братскому соседу. А виноваты в результате, всегда Россия и «Газпром».
Запуск «Северного потока-2» позволит газу плыть прямиком в Германию, минуя всяких посредников и избегая всяких неприятных и непонятных ситуаций из-за неадекватных действий Киева.