В последние дни произошла своеобразная активизация Лукойла. Компания сообщила, что инвестирует в ряд проектов. Как в России, так и за рубежом. Данная новость, безусловно, является позитивной.
Несмотря на то, что вопросов к Лукойлу остается много, инвестиционную активность компании нельзя не приветствовать
В Будёновске с 1975 году существует нефтехимическое предприятия «Ставролен». В 1998 году завод был приобретен Лукойлом. Следует отметить, что компания подобрала умирающее предприятие и сделало из него весьма успешный и динамично развивающийся нефтехимический комплекс.
К настоящему моменту он производит сотни тысяч тонн полимеров в год. В ближайшее время Лукойл вложит в развитие производства еще 300 млрд рублей. На эти деньги будет осуществлено строительство уже газоперерабатывающей установки ГПУ-2. Мощность — 5 млрд кубометров газа в год. В результате этого производственные мощности «Ставролена» вырастут следующим образом:
- Этилен: с 350 до 420 тыс. тонн в год
- Полиэтилен: с 300 до 405 тыс. тонн в год
- Полипропилен: с 80 до 120 тыс. тонн в год
Конечно, по объемам «Ставролен» не сравнится ни с Амурским ГХК, ни с комплексом в Усть-Луге. Тем не менее он является ярким примером того, как можно эффективно перерабатывать сырье и экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Теперь о зарубежных проектах.
Лукойл увеличивает свою долю в азербайджанском газовом месторождении Шах-Дёниз. В настоящий момент компания владеет 10% долей, однако до конца года закроет сделку по приобретению 15,5% у малазийской Petronas. Сумма сделки составит 2,25 млрд долларов.
В настоящий момент реализуется вторая стадия разработки Шах-Дёниза. Предполагается добывать 16 млрд кубометров газа в год (к уже имеющимся 18 млрд). Объем будет полностью экспортным. 10 млрд планируется экспортировать в Европу, 6 млрд кубометров — в Турцию.
Кто-то может сказать, что Шах-Дёниз является конкурентом российскому газа (тому же Турецкому и Голубому потоку). Действительно, это соответствует действительности. Однако Турция и Азербайджан все равно бы этот проект реализовали. И куда лучше, чтобы в него зашла российская компания, которая получала бы с него прибыль.
Помимо этого Лукойл приобретает у BP 25% долю в геологоразведочном проекте SWAP. Месторождения являются перспективными, в настоящий момент идет разведка и анализ запасов.
В целом стратегия Лукойла является понятной. К сожалению, компания не так активно, как хотелось бы, участвует в зарубежных проектах. По многим из них (в частности, по Сенегалу) Лукойл потерпел неудачу. Увы, но отечественные компании так и не научились активно работать за рубежом, принося деньги в страну. Причин много, сейчас их нет смысла перечислять.
Сейчас многие западные компании намерены резко сократить добычу нефти в рамках так называемой «зеленой повестки». Соответственно, на мировом рынке высвобождается много интересных ниш, которые будут заняты китайцами и арабами. Хотелось бы, чтобы русские компании также принимали активное участие в зарубежных проектах.
P.S. Также структура акционерного капитала Лукойла является весьма странной и непонятной. Львиная доля акций обращается на российских и зарубежных биржах. Если кто-то может пояснить более подробно, просьба сделать это в комментариях.