Китай в конце прошлого года громко отказался от угля Австралии, а возобновил его импорт тихо.
Как пишет американское издание The Epoch Times, австралийский уголь, который несколько месяцев находился в китайских портах на судах, наконец-то были выгружен, поскольку в настоящее время Китай ведёт борьбу с энергетически кризисом, следствием которого стали пиковые значения цен на уголь и на газ.
Сочетание таких факторов, как приближающая зима, меры, принимаемые китайские власти по сокращению выбросов углерода, включающие в себя закрытие старых угольных шахт, а также неофициальный запрет на импорт австралийского угля, в совокупности создали кризис, который проявился в масштабных отключениях электроэнергии в промышленно развитых провинциях Цзянсу, Чжэцзян и Гуандун.
Китайские власти в преддверии зимы, когда надо будет отапливать города, пытаются увеличить запасы энергетического угля.
В своих отчётах S&P Global указывает:
“В целях обеспечения энергетической безопасности при использовании угля зимой, энергетические компании продолжают покупать все больше и больше угля независимо от его цену и несмотря на свои ощутимые убытки, но запасы продолжают увеличиваться всё равно медленно”.
Также Китай несёт убытки из-за того, что ему приходится конкурировать за уголь и сжиженный природный газ с Европой и Великобританией, что ещё больше взвинчивает цены на эти энергетические товары.
В результате 27 сентября фьючерсы на уголь выросли за один день более чем на 13 процентов и превысили 200 долларов за тонну (275 австралийских долларов) и продолжали свой рост. 6 октября цена подскочила еще на 12,3 процента до в 269,50 долларов (370 австралийских долларов) за тонну, а на следующий день упали на 10 процентов.
В среду, 6 октября цены на спотовые партии СПГ с поставкой в ноябре в Восточной Азии (Japan Korea Marker) достигли 56 долларов (77 австралийских долларов) за метрическую миллионную британскую тепловую единицу (мм БТЕ) [примерно 1963 долларов за тысячу кубометров газа]. Рост составил 40 процентов по сравнению со вторником (5 октября), в абсолютных величинах рост составил 16,65 доллара (22,86 австралийских долларов) [примерно 584 доллара за тысячу кубометров газа].
Как сказал региональный менеджер S&P Global Platts Asia LNG Кеннет Фу, слова которого приводит The Epoch Times:
“Рост цен на газ в Европе оказал значительное давление на цены на СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поскольку торговые дома … увеличили количество заявок для привлечение объемов [газа] в регион [Европу]”.
В марте 2021 года главный экономист австралийского министерства иностранных дел и торговли (DFAT) Дженнифер Гордон заявила, что по крайней мере 40 судов с углем застряли у берегов Китая на «несколько месяцев». В то время экспортные цены на уголь из Австралии упали на 83% из-за запрета Китая на импорт австралийского угля.
Однако, после начала торговой войны Пекина против Австралии в апреле 2020 года и фактического запрета на импорт австралийского угля, Канберра диверсифицировала свои рынки сбыта. В результате были увеличены поставки австралийского энергетического угля в Индию (где заканчивается уголь на электростанциях), Японию и Южную Корею.
Получается, что насколько громко Китай запретил ввоз австралийского угля в страну, настолько же тихо он этот ввоз возобновил, когда столкнулся с энергетическим кризисом.