Нынешний топливно-энергетический кризис в Европе и других регионах мира постепенно набирает обороты, угрожая Западу большими социально-экономическими проблемами. Однако, нынешняя ситуация вовсе не является уникальной в истории — почти полвека назад уже было нечто подобное, после чего мир претерпел кардинальные перемены. Речь идет о нефтяном кризисе осени 1973 года, когда через несколько дней после начала арабо-израильской войны (Война Судного дня) все входящие в ОПЕК арабские страны, а также Сирия и Египет объявили о полном прекращении поставок нефти странам, которые поддерживают Израиль. Это эмбарго действовало до марта 1974 года и оно привело к резкому росту нефтяных цен в течение менее года — с прежних трех долларов за баррель (да, было когда-то такое) до 12 долларов. До начала осени 2021 года этот энергетический кризис считался крупнейшим, однако, нынешние события могут оказаться еще более масштабным и привести к куда более драматическим последствиям.
Последствия нефтяного кризиса 1973 года для США
Более четверти века после окончания Второй Мировой войны США и Европа развивались стремительными темпами и не в последнюю очередь — благодаря низким ценам на нефть. Достаточно сказать, что еще в начале 1960-х годов она стоила чуть выше одного доллара за баррель, к концу десятилетия одна поднялась до двух долларов, и лишь к осень 1973 года стоила чуть больше трех долларов за один «бочонок» (так переводится с английского слово barrel). Именно свободный доступ к дешевому топливу привел к массовому распространению автомобилей, гражданской авиации и морских трансконтинентальных перевозок, активно способствуя глобализации. Которая, кстати, началась именно на рубеже 1960-х и 1970-х годов и продолжалась до недавнего времени. На это же время приходится пик нефтедобычи в США и начало добычи нефти и газа в Северном море.
И казалось бы, что ничего не сможет помешать дальнейшему быстрому экономическому прогрессу. Однако, грянул нефтяной кризис 1973 года, резко сокративший физический объем доступной нефти и надолго обрушил экономики западных стран. Так, в США в течение следующих лет промышленное производство сократилось на 13%, а выросшая на 70% стоимость бензина и природного газа заставила автомобильную промышленность перестроиться на производство более экономичных машин. Были повышены налоги на нефтепродукты, что привело к сокращению количества авиаперелетов, акции основных американских компаний упали в среднем на 30-40%, и наконец, власти страны создали нефтяной резерв, призванный обеспечить потребности страны в течение трех месяцев.
Как отразился кризис 1973 года на Европе
Ненамного меньшими были последствия в Европе — так, в Великобритании на многих предприятиях была введена сокращенная рабочая неделя, что привело к массовым забастовкам. Во Франции ввели нормы энергопотребления и начали гораздо более активно использовать уголь, одновременно активизировав переход страны на атомную энергию. В Германии и Голландии пришлось ввести запрет на пользование по выходным дням автотранспортом, а в Италии популярностью начали пользоваться велосипеды. Здесь даже появился черный рынок по продаже этих транспортных средств. В целом, промышленное производство в Европе после кризиса сократилось на 14%.
А вот СССР от кризиса 1973 года выиграл в финансовом отношении, воспользовавшись ситуацией и резко увеличив поставки нефти и газа в европейские страны. Это по разным оценкам принесло ему дополнительно от 100 до 150 млрд долларов, к сожалению израсходованных не самым эффективным образом. Кроме того, с конца 1970-х годов в стране начало проявляться т. н. «ресурсное проклятье», затормозившее ее развитие. Оно во многом способствовало появлению «эпохи застоя» и создало предпосылки для «перестройки» второй половины 1980-х годов.
События осени 1973 года привели мир также и к серьезным переменам в других сферах, например финансовой. Так, на смену Бреттон-Вудской финансовой системы пришла ее модернизированная версия — Ямайская валютная система. Кроме того, была полностью отменена свободная конвертация доллара в золото, результатом чего стала нестабильность вплоть до начала 1980-х годов — тогда инфляция выражалась в двузначных цифрах и была главным страхом Запада.
Как видите, нефтяной кризис 1973 года привел к глубоким и продолжительным изменениям, причем, для Запада они были отнюдь не в лучшую сторону. Но похоже, что нынешний энергетический кризис по своим последствиям превзойдет события 1970-х годов.