Пока Европа подсчитывает убытки после газового кризиса, в ходе которого нескольких слов российского президента хватило для того, чтобы непомерно раздувшиеся цены на топливо сделали мощный отскок назад, на Дальнем Востоке происходят события, отчётливо пахнущие большой войной. В Филиппинском море собрана мощнейшая группировка ВМС США, Великобритании и Японии, в составе трёх современных авианосцев, одного вертолётоносца и нескольких десятков кораблей с управляемым ракетным оружием. Столь внушительные силы призваны продемонстрировать Китаю солидарность с Тайванем и разрешить очередной кризис в этом очень проблемном месте на карте Мира.
Остров Тайвань, ещё со времен бегства династии Мин в 17 веке, был местом, откуда начинались вторжения в континентальный Китай. Первая сепаратистская Республика появилась там после установления над островом протектората Японии в 1895 году. Затем, после разгрома японцев, изгнания с континента Чан Кайши и партии Гоминьдан и образования КНР, на острове, тогда носившем португальское название Формоза, появился «Другой Китай» — Китайская Республика Тайвань. Вплоть до начала 70-х годов именно представитель Тайваня занимал кресло Китая в ООН. Все эти годы в проливе между континентальным Китаем и Тайванем постоянно царило напряжение, регулярно выходившее на стадию военного кризиса. Оно даже нашло отражение в советском киноискусстве. Люди постарше наверняка помнят фильм «Ч. П.» «Чрезвычайное происшествие» с молодым Вячеславом Тихоновым в главной роли. Картина рассказывает о захвате чанкайшистами советского танкера «Полтава», как раз в период Первого кризиса в Тайваньском проливе.
Всего таких кризисов известно три, не считая множества происшествий и пограничных стычек. Всякий раз это приводило к движению со стороны США больших флотских группировок. Вплоть до середины девяностых, когда произошёл Третий кризис, китайцам, под давлением военной силы, приходилось смиряться с наличием под боком такого плацдарма. Но сегодня ситуация разительным образом изменилась. Китай стал второй экономикой мира и обладателем самого большого военного флота. Качественно он уступает американскому, но судя по темпам развития, такая ситуация продлится недолго. Нынешний год стал переломным в отношении к тайваньскому вопросу. Во-первых, Китай отошёл от практики «тихих действий» и готов применять для продвижения своих интересов военную силу. А во вторых, в индо-тихоокеанском регионе впервые появился военно-стратегические союз AUKUS (Австралия, Великобритания, США) чья стратегия полностью заточена на всяческое противодействие КНР. Один из официальных рупоров Пекина, газета Хуаньцю шибао заявила что, цитата: «Никто в мире не станет заступаться за Тайвань так сильно, чтобы остановить Китай, в его борьбе с сепаратизмом». Издание пригрозило политикам острова, во главе с женщиной-президентом Цай Инвэнь самыми серьезными последствиями. В ответ американцы, вместе с союзными британцами и японцами начали силовую демонстрацию в Филиппинском море.
Всё это наверняка бы сработало ещё лет двадцать назад. Но сегодняшний Китай — это совсем другая страна, и главное, совсем другая армия. Только эсминцев с управляемым ракетным оружием у него больше, чем весь флот Великобритании, включая вспомогательные суда. У КНР мало авианосцев, но для такой войны они им и без надобности. Зато с противокорабельными ракетам у НОАК всё намного лучше, чем у их потенциальных противников, как и с противовоздушной обороной. На сегодня китайские зенитные комплексы и самолёты ПВО способны без проблем закрыть небо над спорным проливом.
В общем, ситуация обострилась до предела. Напряжение немного спало после телефонного разговора между Джозефом Байденом и Си Цзиньпинем, но всё это лишь оттягивает развязку. Западные эксперты уверены, что до 2025 года Китай, с большой долей вероятности может вернуть себе мятежный остров.