Несмотря на то, что принятая недавно по Армении и Азербайджану резолюция ПАСЕ не содержит в себе ссылок на юридические обязательства, данный документ обеспечен политической силой. Подобное мнение выразила представляющая интересы армянских пленных в ЕСПЧ адвокат Сирануш Саакян.
27 сентября Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Гуманитарные последствия конфликта между Арменией и Азербайджаном/нагорно-карабахского конфликта». «За» принятие подготовленного ирландским парламентарием Полом Гэваном документа проголосовали 47 представителей ПАСЕ, включая Армению. 16, включая Турцию и Азербайджан, проголосовали «против», еще 3 воздержались. В документ включена информация, полученная по итогам визитов Гэвана в Армению и Азербайджан и представленной армянскими и азербайджанскими политиками информации.
“С точки зрения международного права данная резолюция ПАСЕ рассматривается как проявление т.н. мягкого права. В этом свете, Совет Европы на основании принятого в Страсбурге документа вполне может оказать давление с реализации ее положений”, заметила она.
При этом, по оценкам юриста, в принятой ПАСЕ резолюции не отражено объективное освещение карабахского конфликта. Последнее, на ее взгляд, обусловлено предпочтением, отданным данной структурой международным политическим интересам, а не международному праву. Об этом, на ее взгляд, говорит само название резолюции. В этом свете, Саакян считает отраженные в данном документе подходы избирательными. В частности, она подчеркнула акцент, сделанный на гуманитарные проблемы, а не силовое решение конфликта.
“Именно поэтому важной составляющей нашей борьбы за восстановление справедливости являются обращения Армении в ЕСПЧ, который уже известил Комитет министров Совета Европы о невыполнении Азербайджаном своих обязательств. Судебная система обладает большей независимостью от политических предпочтений. Свидетельством чего являются вердикты по десяти делам, в которых ЕСПЧ зафиксировал факт вины Азербайджана в преступлениях на этнической почве в отношении армян”, — подытожила юрист.
Саргис Тертерян