Стремление к дорогостоящим возобновляемым источникам энергии в Польше выглядит слишком оптимистичным и преждевременным. Пропустить эру газа и перейти сразу от угля на новый вид возобновляемой электроэнергии явно не получится, не хватит финансов. После того, как украинские, американские и польские политики вмешались в энергетическую безопасность Европы, цена на газ из России выросла в несколько раз.
Конечно предприятия, которые были ориентированы на природный газ, сегодня испытывают большую нехватку финансов на производство продукции. Особенно нелегко приходится энергетике и крупным промышленным производителям. Единственными выгодополучателями повышения цены на газ в Польше оказались польские угольщики, которых Европа который год хочет уволить и вообще закрыть угольную отрасль в Польше.
Даже с учётом ежедневного штрафа за работу шахты рядом с Чехией, Польша не станет выполнять предписания европейских комиссаров о закрытии угольной отрасли. Ведь польская энергогенерирующая система устарела и свыше 60 % всего электричества в республике вырабатывается за счёт угля. Закрытие шахты приведёт к отключению электричества в десятках городов и населённых пунктов.
Теперь собственный уголь в условиях многократного подорожания газа — это выгодный аспект, а на новые виды возобновляемой электроэнергии никто денег не даст, это слишком дорогостоящее направление. Германия ни в коем случае не станет финансировать польскую энергетику раньше своей собственной.
Производственникам, сельскохозяйственникам и многим другим отраслям крайне невыгоден дорогой газ. Общая потребность Польской республики в год примерно 10 млрд. кубометров. Конечно кроме России по приемлемой цене такие объемы взять негде, т.к. норвежское месторождение в состоянии давать лишь 2-2,5 млрд. кубометров в год.
Есть конечно вариант купить недостающие объемы газа в виде СПГ из США, но цена там заоблачная и с учетом доставки кроме «Газпрома» нет больше подходящих вариантов по стоимости топлива. Теперь польские политики требуют у еврокомиссаров ещё сильнее надавить на Россию, чтобы цена на газ была снижена, иначе польская экономика не может развиваться в прежних темпах.
Польские политики всеми силами ограничивали работу «Газпрома», чтобы российская компания могла прокачивать через Польшу лишь 50% от всей пропускной способности транзитной трубы. Тут очевидна попытка шантажа, в Польше захотели заставить Россию продавать газ за очень низкую цену и тогда Польша разрешила бы прокачивать через её территорию газ по трубе на полную мощность. Но шантаж не удался, наоборот, последствия для польской экономики стали очень неприятными.
Прислушаются ли европейские комиссары к требованиям из Польши заставить снизить цену на российский газ — это неважно. Транзит через Польшу сократился на 70% в рамках новых правил и российская компания может вообще отказаться от транзита через польскую территорию, чтобы не платить завышенные транзитные пошлины.
Польский бюджет будет намного меньше получать финансов от России за транзит газа. Обходная труба СП-2 по пропускной способности примерно равна всему польскому транзиту и это создаёт для польских политиков и экономистов нехорошее предчувствие.