Православные кресты посреди Берлина, с русскими фамилиями на кириллице. Это русское кладбище в районе Тегель. Похороненные здесь лежат в русской земле, ведь ещё император Александр III отправил сюда несколько тонн чернозёма. Именно для этого кладбища.
Рядом православный храм Святых Константина и Елены. Звонят колокола. Кажется, что мы в России, однако, звук немецкой речь в церкви напоминает, что нет, мы в Германии.
В ФРГ сейчас около двух миллионов православных. Большинство русского происхождения, есть украинцы и белорусы, сербы и болгары. Но, что особенно удивительно, много православных немцев, которые с Россией вообще не связаны семейной историей. Поверили. Приняли православие.
Для них и богослужение идёт на немецком.
Сколько коренных немцев стали прихожанами Русский церкви в Германии? Такой статистики у меня нет, но они составляют заметную часть. Такие люди есть почти в каждом из 88 приходов Берлинской епархии РПЦ.
Вот к храму подъезжает пучеглазый чёрный «Мерседес», а из него выходят мужики в российской форме времён Первой Мировой. Казаки.
Казачество в Германии это в основном удел русских немцев, переселившихся относительно недавно. Не раньше 90-х.
Карнавальную моду на всё казачье, которая захлестнула Россию после развала СССР, они принесли с собой.
Казаков-потомков дореволюционных переселенцев в Европу в этих общинах найдёте с трудом. У большинства атаманов в биографии служба в советской армии, а не семейная история об Исходе в Гражданскую войну.
Недавно, в августе 2021 года даже появился Союз Атаманов казачьих общин Европы. Там люди из Германии, Испании, Финляндии, Венгрии. Обличённые казачьей властью мужчины (и даже женщины, это ведь казачество европейское) собрались на казачий Круг по видеосвязи. Коронавирусные ограничения диктуют современные нормы такого рода конференций.
Выбрали главного атамана. Точнее, координатора. Им стал атаман ганноверский, казачий полковник со звучной немецкой фамилией Крамер.
Всё это вроде де бы должно радовать русскую патриотическую душу. Наши вона как, даже в Германии есть, культуру сохраняют. Русское влияние. «Мягкая сила». Наши казаки. Атаманов курирует православная Церковь и Россотрудничество.
Однако, я не испытываю радости. В том числе потому что был в гостях в простых казачьих семьях, переехавших в Германию. Знаю их. Потому что у самого ещё 20 лет назад был выбор: ехать из Казахстана в Россию или ФРГ. Знаете, невозможно добровольно выбрать чужбину, если Родину на самом деле любишь. Мне так это видится.
В Германии молодые парни казачьих семей служат в бундесвере, они дают присягу там. Свою русскую Родину они зачастую не знают и не помнят, а круг общения у них на 99% немецкий. Быть казаком для них своего рода прикол. Забава. Не более того.
Логику принятия решения о переселении в ФРГ нужно понимать. Уж коли их родители решились уехать туда, значит, немецкая идентичность в семье взяла верх. В купе с желанием комфорта, орднунга и немножко побольше денег. Это дороже.
Вот сейчас на волне обострения отношений России и Запада возникает вопрос: «Случись война, за кого будут воевать казаки Берлина?». Если придётся выбирать либо Россия, либо Германия?
У меня есть ответ, который дополнит грустный звон колоколов русского православного храма в районе Тегель: эти казаки в большинстве своём будут за них, за немцев, за Германию. Быть может, скрепя сердце, печалясь и вздыхая, но при выборе «либо, либо» они пойдут против России.
Казаков, которые были против России, в нашей истории хватало во все времена. Что ж, и это переживём.