В ноябре 2019 года так называемая «миссия МВФ» завершила свой визит в Россию. В ходе регулярных посещений нашей страны представители МВФ встречаются с руководителями ключевых финансовых министерств и ведомств. Обычно это Центробанк, Минфин и Министерство экономического развития.
Тогда в конце 2019 года Антон Силуанов был не просто Министром финансов, но занимал целый пост первого вице-премьера. То есть, фактически руководил всей экономикой, в т.ч. реальный сектором.
В середине 2019 года стало понятно, что ликвидная часть ФНБ преодолевает планку в 7% от ВВП. Де-факто это свершилось примерно в третьем квартале, однако из-за особенностей законодательства перечисление средств должно было состояться в начале следующего года. То есть, юридически порог в 7% от ВВП ликвидная часть ФНБ «пробила» бы в 2020 году.
Очень хорошо помним, как во втором полугодии 2019 года за будущие «распечатанные» средства ФНБ началась самая настоящая битва. Различные министерства, ведомства, госкомпании спешили предложить свои проекты для получения финансирования. Эта ситуация является абсолютно нормальной. Соответствующие структуры как раз должны инициировать те или иные проекты развития, а не сидеть сложа руки.
Но они, наверное, даже не подозревали о том, что глобалисты не могут допустить запуска в России дешевых рублевых инвестиций. За полгода Антон Силуанов так и не подготовил список инвестиционных проектов и не утвердил критерии финансирования.
Но возвращаемся к МВФ. По итогам визита миссии была принята следующая рекомендация (источник):
…средства ФНБ следует продолжать инвестировать в зарубежные активы и после достижения ликвидной частью фонда порога в 7% ВВП. Любое использование ресурсов ФНБ внутри страны должно быть ограничено жесткими лимитами и строгими правилами управления фондом, обеспечивающими эффективный отбор проектов и рыночную доходность вложений.
Наверное, много здесь пояснять не нужно. И так все ясно. В данном абзаце и заключается вся суть той либеральной модели экономики, которая была навязана России в 90-е годы. Согласно ней наша страна должна продавать за рубеж природные ресурсы. На вырученные деньги мы должны закупать только лишь самое необходимое, а «лишние» (по их мнению) деньги снова отдавать на Запад в виде «инвестиций в зарубежные активы».
То есть, вкладывать не в собственную инфраструктуру, не в промышленность, не в высокие технологии, а в экономику западных государств.
В 2020 году инвестировать средств ФНБ по понятным причинам было невозможно. Когда наступил 2021 год и подобный вопрос вновь стал актуальным, государственники, казалось, продавили системных либералов. Однако на весьма ограниченную сумму: всего лишь на 2,5 трлн рублей из 9 трлн, которые поступят в Фонд в 2022-2024 гг. Порядка 7 трлн рублей будет изъято из экономики.
Сейчас же Министерство финансов, согласно рекомендациям МВФ, повышает порог ликвидной части. Чтобы ни копейки свыше согласованных 2,5 трлн рублей реальному сектору экономики не досталось. Браво, Антон Германович!