За всеми этими, кому-то приятными, а кому-то — как сeрпoм по самому дорогому, новостями про газ и цены на него, все как то подзабыли об ещё одном энергоносителе. Который известен с древних времён и является первым ресурсом, какой стали использовать в промышленном масштабе(кроме дров, конечно).
Как вы уже поняли речь идёт об угле. Несколько лет назад, как то в одночасье, многие страны вдруг озаботились сохранением природы и стали отказываться от использования угля, закрывать угольные шахты и электростанции на угле.
Европа объявила о полном переходе на зелёную энергетику к 2040 или к 2050 году, понаставила везде ветряков, попутно создав новую проблему — проблему утилизацию лопастей от этих ветряков, которые никак не хотят уничтожаться и их просто закапывают.
Уголь падал в цене и казалось, что все поставленные задачи Европа выполнит раньше срока. Но грянул 2021 год и оказалось, угольную генерацию рано списали со счёта. По ряду причин цена на газ взлетела до 1000$ за 1000 кубометров и всё изменилось.
Первым делом стало не хватать электроэнергии, поэтому стали запускать сохранившиеся электростанции: сланцевые — как в Эстонии или угольные — как в Великобритании. В результате угля стало не хватать и он тоже резко подорожал. С мая по сентябрь цена энергетического угля постоянно росла и с 70 долларов добралась до 150 долларов за тонну, составив рост более чем в 2 раза.
И вот уже сообщение из Германии — полностью остановлена угольная ТЭС Bergkamen-A, мощностью 715 мегаватт, из-за исчерпания запасов угля и невозможности закупки + доставки.
Пресс-служба компании заявляет:
«У нас закончился уголь и закупить его мы не можем. Причина — слишком большой спрос на уголь в целом, плюс большой спрос именно на доставку баржей, а железной дороги у нас нет».
А уже ставшее привычным для потребителя ровное, но верное увеличение ценника сменилось в середине прошлой недели взрывным ростом цен. За две торговые сессии, цена прыгнула более чем на 20 процентов, со 170 до 208 долларов за тонну.
За уголь сейчас разворачивается настоящая война. Европа, например, активно пытается перехватить азиатский уголь. Покупатели из Восточной Европы сейчас едва ли не впервые толпятся в очереди за углём из Австралии.
А Китай, поругавшийся с Австралией и переставший покупать у неё уголь, испытывает острейший дефицит каменного угля. И хотя на Китай приходится половина мировой добычи, но из-за астрономического потребления ему не хватает. Поэтому цена в 300 долларов и больше за тонну, уже не кажется такой уж и фантастической…
Причин нехватки угля много, проблем у угольной отрасли достаточно. По милости Греты Тунберг, инвестиций в новые угольные проекты не стало, банки стали неохотно выдавать кредиты угольным компаниям, кивая на борьбу с глобальным потеплением.
А самое парадоксальное, что в США, Европе полно иммигрантов и беженцев, в Китае больше миллиарда населения, а уголь добывать некому — не хватает рабочих.