Тема расширение России до границ СССР используется нашими «доброжелателями» как еще один аргумент в пользу доказательства ее якобы агрессивных намерений. Причем, на вопрос о необходимости и полезности такого расширения для России западные обозреватели осторожно не заговаривают. Прежде всего, потому что иначе пришлось бы объяснять, откуда им известно о таких планах и хотя бы формально сослаться на источники информации. А кстати и объяснить – зачем России нужно такое расширение?
В интервью CNN президенту Белоруссии Александру Лукашенко недавно так же пришлось отвечать на такой вот провокационный вопрос. И ответ был однозначен – ни о каком вхождении Белоруссии в состав России разговор не шел и не идет. Речь шла и идет о союзном государстве и степени союзной интеграции двух стран.
Вообще, если посмотреть на страны, лидеры которых чаще всего заводят подобные разговоры, то окажется, что это бывшие советские лимитрофы.
Вопрос: зачем России такая, с позволения сказать, радость, как включение в свои границы бывших советских республик со всеми их болячками и родовыми пятнами? Во времена СССР это еще можно было как-то объяснить вопросами стратегии и геополитики – нужны были буферные территории на случай большой войны с Западной Европой. Теперь, при современном развитии вооружений и информационных технологий необходимость расширения приграничных территорий абсолютно неоправданна.
Но попробуйте только сказать это какому-нибудь прибалтийскому, грузинскому или украинскому парламентарию и вы рискуете нанести ему страшное оскорбление. Ему и в голову не придет, что кто-то в России станет оспаривать непреложную ценность для нее Латвии, Литвы, Эстонии, Украины или Грузии. Нет беды, что счастье снова взвалить на себя такое «золото» весьма сомнительно. Сказки о том, как все эти республики «кормили» ненасытную метрополию и не могли ее досыта накормить крепко, хотя и абсолютно безосновательно засели в головах бывших братьев наших по Союзу.
Иногда даже кажется, что «российская агрессия» — любимая соска наших ближайших соседей. Отними ее у них и такой рев поднимется, что, пожалуй, сразу их и не успокоишь.
Между тем, предложенный сегодня способ взаимоотношений России с соседями есть самый удобный. Мы берем на себя ровно столько обязательств по отношению к партнеру, сколько тот сам в силах выполнить. В сущности, от него слишком много и не требуется – проводить политику, которая соответствовала бы нашим интересам в области безопасности и была экономически взаимовыгодна. И не дружить против нас с кем бы то ни было.
Тот же Лукашенко убедился в том, что независимость Белоруссии в условиях союза с Россией, это реальность. А независимость в условия «партнерства» с коллективным Западом – фикция.