В то время как мир сосредоточился на кризисе в Афганистане, турецкие авиаудары в Сирии усилились.
Могила Зейнаб Сарекание находится в Тель-Тамире, Сирия. Она была убита турецким беспилотником 1 сентября. Ее мать положила на могилу фату невесты, сказав: «Я не представляла, что похороню свою дочь с ее несбывшимися мечтами. Я хотела, чтобы моя дочь надела эту фату на свою свадьбу, а не лежала в земле».
Зейнаб Сарекание не была закаленным солдатом. 26-летняя девушка вступила в Женской отряды самообороны (ЖОС) всего девять месяцев назад. После того как в 2019 году ИГИЛ было в основном разгромлено в Сирии, ежедневные боевые действия прекратились, поэтому Сарекание проводила большую часть времени на своей базе в Тель-Тамире на северо-востоке Сирии, заваривая чай для других женщин-бойцов или гадая им по остаткам кофейной гущи. Но ночью одна из женщин всегда бодрствовала, прислушиваясь к жужжанию беспилотников в небе. Это были беспилотники их главного противника – Турции.
Когда я брала интервью у Сарекание для статьи об ЖОС, опубликованной в Guardian в июле, она сказала, что была сорванцом и росла в семье с четырьмя братьями. Она никогда не планировала вступать в ополчение, но жизнь в стране с нарастающими конфликтами и растущей оккупацией со стороны Турции сделала это необходимым.
«Очень тяжело видеть, как твою страну оккупирует кто-то другой», – сказала Сарекание. Она любила носить автомат Калашникова через плечо. Она ходила, прихрамывая из-за травмы, полученной во время тренировок. Но ее искренняя, часто шутливая манера поведения выдавала отсутствие в ней какой-либо жесткости. Она никогда не видела боя.
1 сентября Сарекание была убита ударом турецкого беспилотника, когда готовила чай в Тель-Тамире. Этот удар был частью недавней волны турецких атак на курдские силы, в результате которых погибло не менее десятка мирных жителей в Ираке и Сирии, а также высокопоставленные члены ополчения, в том числе командир Сарекание Сосин Бирхат, на похоронах которой Сарекание присутствовала за неделю до собственной смерти.
Пребывание Сарекание в ЖОС было связана с выводом американских войск с Ближнего Востока и из Центральной Азии. В октябре 2019 года Турция разбомбила ее родной город Сарекание через несколько дней после вывода американских войск из северо-восточной Сирии; затем она и ее семья переехали в Тель-Тамир, где она присоединилась к ЖОС в декабре 2020 года. Она была убита через два дня после того, как США вывели последние войска из Афганистана.
Аналитики говорят, что недавние атаки ознаменовали собой значительную эскалацию со стороны Турции и отчасти стали возможны благодаря нынешнему кризису в Афганистане. «Турция уже несколько лет стремится расширить свой территориальный контроль в Сирии, – сказала Эми Остин Холмс, научный сотрудник Центра Вильсона, изучающая регион. – Недавняя эскалация является довольно значительной. Они делают это, пока мир отвлечен происходящим в Афганистане».
Сонер Кагаптай, старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики, в конце августа аналогичным образом заявил новостному изданию Rudaw: «Пока Афганистан находится в игре, я думаю, что у Турции есть довольно много рычагов влияния в данный момент». Турция помогала обеспечивать безопасность в аэропорту Кабула, пока Соединенные Штаты работали над эвакуацией афганцев.
Турция бомбит курдов, потому что рассматривает ЖОСОНС как продолжение базирующейся в Турции Рабочей партии Курдистана, или РПК, повстанческой группировки, с которой она находится в конфликте уже почти четыре десятилетия. Курды, этническая группа без гражданства, давно борются за автономию.
И Турция, и США официально считают РПК террористической группировкой, но Соединенные Штаты уже много лет сотрудничают с курдскими силами в Сирии.
Турция на протяжении многих лет периодически наносит удары по курдским силам на северо-востоке Сирии. В 2017 году она назвала удары по курдским бойцам попыткой искоренить «террористические центры», которые могут поставлять оружие РПК для совершения нападений в Турции. (Соединенные Штаты осудили эти удары).
В октябре 2019 года Соединенные Штаты объявили о выводе своих войск из северо-восточной Сирии, что многие назвали явным предательством курдов: вскоре последовало наземное наступление турецких войск на приграничные города. Среди этих городов был и родной город Зейнаб – Сарекание. Турция назвала это наступление «Весна мира».
По данным ООН, операция «Весна мира» привела к перемещению тысяч людей и обострению гуманитарного кризиса в регионе. Правозащитная группа Amnesty International опубликовала доклад, в котором утверждается, что во время недельного наступления турецкие военные и поддерживаемые Турцией группы «проявили позорное пренебрежение к жизни гражданского населения, совершая серьезные нарушения и военные преступления».
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, однако, утверждал, что операция была начата, чтобы «предотвратить создание коридора террора через нашу южную границу и принести мир в этот район». Это по-прежнему является обоснованием для нападений, включая авиаудары последнего месяца.
Однако исследование Холмса из Центра Вильсона оспаривает это обоснование Эрдогана. В майском докладе Холмс изучила более 3500 случаев боевых действий на северо-востоке Сирии с января 2017 года по август 2020 года. Она обнаружила, что Турция или поддерживаемые Турцией ополченцы нападали на курдские силы или гражданское население 3319 раз; за тот же период ОНС и другие курдские силы совершили 22 трансграничных операции, причем только 12 из них, согласно данным Холмс, оказалось возможным подтвердить из независимых источников. И, как она отметила, все 12 произошли уже после того, как Турция начала интервенцию в октябре 2019 года, так что они были совершены в целях самообороны.
«Говоря прямо, – добавила Холмс, – вмешательство Турции [на северо-востоке Сирии] было основано на лжи».
В своем докладе Холмс также выразила тревогу по поводу того, что конфликт между Турцией и курдскими силами раньше ограничивался юго-восточной Турцией и горами Кандиль в Ираке, но теперь он затрагивает гражданское население всех этнических и религиозных групп в большом регионе северной Сирии.
За последние полтора месяца Турция нанесла авиаудары по региону на северо-востоке Сирии, где проживают ассирийские христиане – этническое меньшинство, ранее подвергавшееся нападениям со стороны ИГИЛ (запрещено в РФ. – Прим.), и также ее силы убили восемь езидов – представителей курдского религиозного меньшинства – в северном Ираке; четверо из них были гражданскими лицами.
В середине августа в результате турецкого обстрела северо-восточного сирийского города Зарган, где проживают курды, арабы и сирийские христиане, погибли женщина и ребенок, более десятка человек получили ранения, и более 5000 человек были вынуждены покинуть свои дома, по словам Эзза Эль Дина Салеха, местного наблюдателя из организации «Сирийцы за правду и справедливость» – независимой некоммерческой организации, поддерживаемой Национальным фондом демократии США.
Джои Худ, исполняющий обязанности помощника секретаря Госдепартамента США по делам Ближнего Востока, был недоступен для интервью изданию Foreign Policy. Но недавно он сказал в интервью Rudaw, что Соединенные Штаты «очень обеспокоены военной активностью на севере Сирии и на севере Ирака» и сообщениями о жертвах среди гражданского населения. Однако Худ добавил, что США понимают, «что Турции необходимо предпринять действия по собственной национальной обороне против террористической деятельности». С чем связано это заявление?
Вашингтон находится в состоянии равновесия: Турция является ключевым союзником НАТО, а также оказывала помощь в эвакуации из Афганистана. Однако Соединенные Штаты также поддерживают курдские силы на северо-востоке Сирии. Смерть Сарекание – лишь одна из жертв этого шаткого балансирования.
Мать Сарекание, Зулеха Джума Рашид, рыдала, просматривая фотографии своей дочери дома в Тель-Тамире. Рашид сказала, что она поддержала решение дочери вступить в ЖОС, хотя и понимала риск, и регулярно виделась с Сарекание, поскольку ее база находилась неподалеку. За неделю до смерти Сарекание пришла собрать виноградные листья в их саду, чтобы приготовить еду.
«Я не знаю, что Эрдоган хочет от нас, – сказала Рашид. – Мы потеряли свой дом, мы потеряли свой город. Мы живем в очень тяжелых условиях, мы хотим вернуться в наш город, мы хотим безопасности, мы потеряли много юношей и девушек». По ее словам, эти потери включают пять членов большой семьи Рашид, убитых во время турецкого наступления в октябре 2019 года.
«И сегодня — моя прекрасная дочь, Зейнаб. Что это за несправедливость? Мы устали».
Более чем через неделю после гибели Сарекание турецкие авиаудары продолжались. Они наносились по многочисленным деревням в Африне – районе, известном своими плантациями оливковых деревьев. Турция и поддерживаемые Турцией боевики вторглись в Африн в марте 2018 года и сейчас в основном оккупируют его. В результате этой оккупации сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома, и по меньшей мере сотни человек погибли. По состоянию на 16 сентября удары продолжались, и еще две деревни в Африне сообщили о бомбардировках.