К 2023 г. в Евразийском союзе планируется реализовать масштабный проект по цифровому техническому регулированию. Это станет продолжением политики цифровизации, акцент на которой делался почти все время существования Союза. За последний год были запущены такие знаковые сервисы, как «Путешествую без COVID-19» и «Работа без границ», завершается разработка территориально распределенной цифровой платформы ЕАЭС. О том, какое значение имеет эта работа для развития интеграции на евразийском пространстве, и какие направления интеграции в целом наиболее перспективны, «Евразия.Эксперт» побеседовал с заместителем председателя правления Евразийского банка развития Тиграном Саркисяном.
– Тигран Суренович, как Вы оцениваете текущие темпы интеграции в ЕАЭС, являются ли они достаточными?
– Так как я убежденный сторонник интеграции, то чем выше темпы, тем лучше. Конечно же, я бы хотел, чтобы эти темпы набирали обороты. Все участники заинтересованы в том, чтобы реализовать потенциал Евразийского экономического союза. А это, как мы знаем по опыту Европейского союза, нелегкий процесс, потому что сочетание национальных интересов и общих интересов очень часто требует принятия компромиссных решений. Это достаточно болезненный процесс, к этому надо относиться спокойно и дать возможность политическим лидерам договариваться по чувствительным вопросам с точки зрения максимальной реализации интересов своих государств.
– По каким вопросам сложнее всего достичь консенсуса?
– Очень остро идет дискуссия по таким вопросам, как формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов, газа, общего финансового рынка. Это связано с тем, что ситуация в странах очень разная, и регулирование очень разное. Для формирования общих рынков необходимо в каждой из стран провести определенные реформы, чтобы прийти к общим стандартам. Согласно обязательствам, принятым странами полное функционирование общих рынков должно быть обеспечено к 2025 г.
– Каковы наиболее перспективные направления интеграции?
– В рамках интеграционного объединения реализуются «четыре свободы», зафиксированные в союзном договоре: перемещение рабочей силы, капиталов, товаров и услуг. Их реализация – это краткосрочная задача интеграции. Этот процесс также должен быть завершен к 2025 г. Сегодня в наибольшей степени реализована свобода перемещения товаров и услуг. Также сейчас сформирована дорожная карта по финансовому сектору, над этим работают центральные банки. Параллельно идет переосмысление потребностей и переформулировка интересов.
Национальные правительства переосмысливают свою роль в историческом процессе. Здесь огромное влияние оказывает научно-технический прогресс, на который страны просто не могут не реагировать.
Сегодня оцифровка приводит к появлению нового смысла и нового содержания. Появление цифровых платформ и экосистем разрушает старые бизнес-процессы. В этой сфере странам ЕАЭС необходимо координировать свои действия для реализации «четырех свобод».
– Почему странам ЕАЭС важно координировать усилия в цифровой сфере?
– Представьте, если, с одной стороны, Беларусь начнет самостоятельно оцифровывать перемещение товаров, работу транспортных служб и услуг. С другой стороны, Россия начнет свою цифровизацию, а Казахстан – свою. Это разрушит нашу общую экономику. Поэтому понятно, что нам нужно совместно осуществлять оцифровку для полноценной реализации «четырех свобод».
Проблема цифрового суверенитета стала одной из основополагающих, поскольку его потеря ведет к утрате политического суверенитета. Очень важно связать тему цифрового суверенитета с темой интеграции. Сегодня эффективность работы цифровых платформ определяется объемом обрабатываемых данных: чем их больше, тем точнее ваши расчеты и целенаправленнее ваши решения. Эксперты утверждают, что для конкурентоспособности на глобальных цифровых рынках нужно аккумулировать около 500 млн участников цифрового пространства. Их наличие означает, что вы занимаете определенную глобальную нишу и являетесь производителем, а не потребителем цифровых услуг.
Маленькие страны сегодня – это потребители цифровых услуг. Они не в состоянии создавать цифровые технологии. Они занимают определенные звенья в глобальных цифровых цепочках, которыми управляют транснациональные корпорации. Таким образом, интеграция в цифровом пространстве неизбежна. Так, Беларусь сегодня экспортирует $3 млрд услуг в цифровой сфере – это фантастическая цифра.
Беларусь добилась больших успехов благодаря тому, что создала комфортные условия для развития IT-сферы. Но она участвует в этих глобальных цепочках, что выражается в эксплуатации интеллектуального труда белорусских айтишников, поскольку добавочная стоимость их работы в основном накапливается в транснациональных корпорациях.
Это, в свою очередь, означает постепенное понижение критического потенциала для наращивания собственного цифрового суверенитета. Мы теряем знания и данные, отдавая их другим. Поэтому реализация цифрового суверенитета возможна лишь через интеграцию и создание собственных крупных цифровых экосистем и платформ.
– Недавно некоторые страны Евразийского союза заявили о потенциальном расширении ЕАЭС. Об этом, в частности, говорил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, а также президент Кыргызстана Садыр Жапаров. Они заявляли, что к Евразийскому союзу необходимо подключить Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Насколько ЕАЭС готов к расширению?
– На мой взгляд, сейчас Узбекистан наиболее готов к присоединению к Евразийскому союзу. Это, в том числе, и в интересах самого Узбекистана, потому что это его естественное пространство хозяйственной деятельности. Но, как мы знаем из опыта, процесс присоединения нелегкий. Необходимо сформировать дорожные карты, чтобы хозяйствующие субъекты проходили этот процесс менее болезненно, а правительство страны имело возможность управлять этим процессом с минимальным ущербом для себя.
Например, когда Армения и Киргизия присоединялись, были составлены дорожные карты по поэтапному введению пошлин Евразийского союза с тем, чтобы дать возможность и правительствам, и хозяйствующим субъектам постепенно переходить к этим общим канонам. Такую же работу надо провести с нашими коллегами из Узбекистана, чтобы они реально просчитали все выгоды, которые получат от такой интеграции. После того, как Узбекистан станет членом Евразийского банка развития, это будет означать очередной этап по направлению к более глубокой интеграции.
Беседовал Александр Приходько