Распространение по всей материковой части Китая энергетического кризиса в значительной степени коренится в торговой войне с Австралией, которая истощила запасы угля. Кризис Китая угрожает перевернуть глобальные цепочки поставок и усугубить нехватку товаров во время рождественских и новогодних праздников.
Заводы в производственном центре Китая в Гуандуне испытывают сильное давление, чтобы завершить заказы к октябрю на фоне опасений, что ограниченные источники энергии будут перенаправлены на отопление, когда наступит зимний холодный сезон. Внезапный скачок цен на энергетический уголь и введенные правительством ограничения на цены на электроэнергию заставили многие электростанции отключить свои генераторы с сентября, что привело к нехватке электроэнергии, которая началась на северо-востоке, но теперь распространяется по всей стране.
Эксперты и комментаторы заявили, что карательные ограничения Китая на импорт австралийского угля, часть дипломатической ссоры и торговой войны между двумя странами, а также выполнение новых задач по сокращению выбросов подпитывают дефицит электроэнергии, который теперь угрожает критически подорвать промышленное производство.
Китай, крупнейший в мире потребитель угля, импортировал в общей сложности 197,7 млн тонн угля за первые восемь месяцев 2021-го года, что на 10% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но, согласно сообщениям, августовский импорт угля вырос более чем на треть из-за ограничения внутренних поставок. К середине сентября запасы энергетического угля в Китае резко сократились, отчасти из-за чрезвычайного спроса на электроэнергию, вызванного волной тепла на юге Китая. В среду, в знак отчаяния, китайские власти призвали железнодорожные компании активизировать операции по доставке угля коммунальным предприятиям, сообщили информационные агентства.
Кризис мощности был в значительной степени предсказуемым. Базовая цена на уголь в Циньхуандао в Китае резко выросла до почти 1000 юаней (155 долларов) за тонну к концу июня по сравнению с 566 юанями за тонну в конце февраля. На неделе, закончившейся 23 сентября, China Electricity Coal Index, измеряющий уровни закупочных цен на уголь для электроэнергетики, показал, что эталонная цена составила 1086 юаней за тонну, что на 56% больше, чем на конец прошлого года, или почти вдвое по сравнению с прошлым годом. назад.
Согласно отчету Reuters, фьючерсы на энергетический уголь достигли исторического максимума в 1376,8 юаней за тонну в среду, что еще больше усилило давление на энергокомпании, неспособные компенсировать дополнительные расходы на топливо. Установив государственные ограничения на цены на электроэнергию, электростанции предпочли сократить поставки, а не понести убытки, вызванные более высокими ценами на уголь. По сообщениям новостей, власти в настоящее время рассматривают возможность повышения цен на электроэнергию в промышленности, чтобы облегчить кризис.
Государственная плановая комиссия по реформе развития (NDRC) заявила, что позволит ценам на электроэнергию колебаться в «разумных» пределах, чтобы лучше отражать рыночные цены на уголь. В то же время, согласно сообщениям, власти пытались заверить граждан, что с приближением зимы у них будет достаточно электроэнергии для домашнего использования. Ограничения были наложены на энергопотребление на обширных территориях страны, включая три северо-восточные провинции Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян, в которых проживает почти 100 миллионов человек.
В минувшие выходные правительства трех провинций объявили о планах отключения электроэнергии, что привело к серьезным нарушениям повседневной жизни людей и деловой активности в понедельник. Многие люди застряли в лифтах, светофоры выключены, свечи раскуплены. Водоснабжение также пострадало из-за отключения электроэнергии в некоторых районах. Линь Боцян, декан Китайского института исследований в области энергетической политики при Университете Сяомыня, сказал, что нехватка электроэнергии в трех северо-восточных провинциях в основном была вызвана нехваткой энергетического угля, а также неожиданным падением поставок ветровой энергии и ростом спроса на электроэнергию со стороны поставщиков металла. что также ухудшило ситуацию. Со слов Линь, в прошлом году 63% электроэнергии в трех провинциях было произведено за счет энергетического угля, в то время как на ветровую и солнечную энергию приходилось 17% и 8% соответственно.
В понедельник губернатор провинции Цзилинь Хан Цзюнь заявил во время посещения местных электростанций, что провинция увеличит импорт угля из России, Индонезии и Монголии, и уже разместил специальную группу для мониторинга поставок угля во Внутреннюю Монголию. «Глобальная нехватка угля еще больше влияет на Китай, учитывая его сильную зависимость от угольной электроэнергии и ограничения на импорт угля из Австралии, обусловленные ухудшением их отношений», — сказала Алисия Гарсия Харреро, главный экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Natixis.
«Кроме того, промышленное производство Китая, которое увеличилось на 13,1% в этом году, привело к значительному росту цен на энергетический уголь с менее чем 700 юаней за тонну до более чем 1200 юаней за тонну. Ограничение цен на электроэнергию местными органами власти ограничивает перенос более высоких затрат на вводимые ресурсы на потребителей электроэнергии», — сказал Харреро, — «Это значительно снизило маржу для производителей электроэнергии и снизило стимулы для производства электроэнергии, что, в свою очередь, вынудило местные органы власти ограничивать спрос на электроэнергию посредством нормирования». Харреро также сказала, что китайское правительство предложило увеличить добычу энергетического угля, даже если такие шаги будут противоречить его долгосрочным целям по сокращению выбросов углерода.
По крайней мере, часть кризиса власти была вызвана само собой. В октябре прошлого года Китай ввел запрет на импорт австралийского угля после того, как Канберра призвала провести международное расследование происхождения пандемии Covid-19. В конце 2020-го года Китай испытал первый общенациональный кризис электроэнергии из-за нехватки энергетического угля, вызванной этим запретом. Затем компания перешла на импорт большего количества угля из стран Юго-Восточной Азии, хотя, как сообщается, некоторые из них реэкспортируют австралийский уголь с наценкой. По сообщениям континентальных СМИ, с лета во многих провинциях Китая сообщалось о перебоях в электроснабжении. «Уменьшение запасов энергетического угля — основная причина перебоев в энергоснабжении», — сказал Гун Шэнли, исследователь из Пекинского журнала Guoqing Neican, журнала для правительственных ведомств, — «Многие электростанции в провинции Гуандун сейчас в панике покупают энергетический уголь. Такая тенденция сохранится и в последнем квартале этого года».
В воскресенье Энергетическое бюро провинции Гуандун и энергосистема Южного Китая совместно объявили о плане по снижению энергопотребления в провинции. Жителей Гуандуна призывают экономить электроэнергию, в том числе отключая ненужные электронные устройства, ограничивая использование лифтов на первых трех этажах зданий и поддерживая температуру кондиционеров выше 26 градусов по Цельсию. Некоторые предприятия вынуждены работать только два-три дня в неделю, в то время как производителям в Фошане и Шаньтоу в провинции было приказано ограничить производство и работу только одним днем в неделю. По сообщениям СМИ, многие фабрики сейчас открыты только с 23:00 до 7:00, поскольку они спешат выполнить рождественские заказы и избежать потребления электроэнергии в часы пик.
ДЖЕФ PAO