На протяжении последних лет в Беларуси сохраняется положительная динамика в сельскохозяйственном секторе. Как заявила 13 сентября замминистра сельского хозяйства Беларуси Анна Ломакина, с начала 2021 г. сельхозпроизводители получили почти на 16% больше выручки по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Экспорт продукции АПК растет, и львиную долю в нем занимает Россия. Однако в Минске планируют расширять присутствие и на других рынках, в общей сложности нарастив экспорт до $7 млрд к 2025 г. О новой экспортной стратегии Беларуси и о месте в ней России – в обзоре экономического обозревателя «Евразия.Эксперт» Ирины Смирновой.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси сообщило, что аграрии намолотили более 4,8 млн тонн зерна. В числе лидеров по сбору зерновых – Брестская, Гомельская и Могилёвская области. Успешный сбор урожая – залог выполнения не только продовольственных задач страны, но и планов по экспорту. Как считает заместитель премьер-министра республики Александр Субботин, в этом году Беларусь может получить еще больше выручки за счет экспортных продаж продовольствия, чем в 2020 г. «Прошлый год был рекордный – мы почти $6 млрд заработали, продавая продукты питания. В этом году по полугодию идем 111,3%, и даже по сравнению с успешным прошлым годом заработали плюс $250 млн», – заявил он.
Стоит отметить, что такие заявления полностью соответствуют корректировке стратегии Минска по продаже продовольствия на внешних рынках. И если раньше приоритетной для страны была задача освоения новых регионов, то теперь к ней добавилось повышение экономической эффективности экспортных поставок продукции АПК: нужно стремиться поставлять не сырьё, а продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Расширение экспорта продовольствия
Сельское хозяйство остаётся важной отраслью экономики Республики Беларусь, обеспечивающей продовольственную безопасность и экспортный потенциал. В 2020 г. вклад сельскохозяйственного производства в объем ВВП страны составил 6%. Белорусский продовольственный сектор не только обеспечивает внутренние потребности населения в продуктах питания, но и является важным источником получения валютной выручки.
Удельный вес сельхозпродукции и продуктов питания в общей структуре экспорта Республики Беларусь в 2020 г. практически достиг 20%, а поставки молочной продукции заняли третье место после продажи удобрений и нефтепродуктов. Характеризуя деятельность ведомства на заседании Коллегии, министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Иван Крупко отметил, что экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания увеличился по сравнению с 2019 г. на 4,3 % и достиг $5,8 млрд. Задача на 2021 г. – перешагнуть 6-миллиардный рубеж. И пока для этого есть все предпосылки: за первое полугодие 2021 г. выручка от продажи товаров АПК в другие страны составила порядка $3 млрд.
Белорусское продовольствие экспортируется в 116 стран мира. В структуре экспорта Беларуси в страны ЕАЭС продовольственные товары и сельхозсырье занимают первое место: за январь-май 2021 г. из $6,3 млрд почти $2 млрд пришлись на эти товарные группы.
Лидером по импорту белорусской сельхозпродукции традиционно остаётся Россия – в прошлом году она приобрела ее на $4,3 млрд. На втором месте в тройке лидеров – Казахстан с $290 млн.
В качестве драйвера национального экспорта Беларусь видит также Китай. Именно он занял третье место в тройке главных импортёров белорусского пищепрома – в 2020 г. Поднебесная приобрела продукции на $255 млн, что демонстрирует рост в 1,9 раза к уровню 2019 г. Основу экспорта формируют такие товарные группы, как мясо и мясопродукты (говядина, мясо птицы), молоко и молочная продукция (сухое молоко, сухая молочная сыворотка, цельномолочная продукция, мороженое, сыры, сливочное масло), рапсовое масло и льноволокно. Беларусь начала поставлять на китайский рынок сахар, крахмал, картофельные чипсы и рыбу. А по итогам четырех месяцев 2021 г. объем поставок достиг $90 млн, что на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Борьба за рынки сбыта
Проводя в конце июля совещание по вопросам организации уборочной кампании, президент республики Александр Лукашенко отметил, что в качестве дополнительной возможности развития белорусской экономики нужно рассматривать такой фактор, как рост мировых цен на продовольствие. «Конечно, это плохо. В планетарном масштабе это плохо. Но для нас это должно стать дополнительной возможностью поправить экономическое положение в стране и наконец-то получить мало-мальскую отдачу от того, чем мы болели каждый год», – заявил глава государства.
Однако наращивание экспортного потенциала предстоит вести в условиях ужесточения конкурентной борьбы за ресурсы и рынки сбыта, а это ставит перед страной серьёзные задачи по изменению подходов к организации АПК.
Например, сегодня Россия сама активно наращивает производство продукции агропрома, что делает ее менее зависимой от импорта белорусского молока, молочной продукции, мяса и мясных изделий. «Россия – наш основной торгово-экономический партнер, туда идет львиная доля поставок белорусского продовольствия. Но перед нами стоит задача диверсифицировать рынки сбыта. Мы активно над этим работаем. Нам нужно сохранять достигнутое на традиционных рынках и при этом развивать экспорт в другие страны мира, прирастая в объемах и расширяя ассортимент», – считает начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов.
По мнению кандидата экономических наук, научного директора Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирины Точицкой, для развития рынков Беларуси необходим серьёзный комплекс мер по диверсификации: «Важно понимать, что, когда говорят «диверсифицируйтесь», за этим стоит целый ряд серьезных, продуманных, подкрепленных человеческими и финансовыми ресурсами действий. Просто так на рынке другой страны не окажешься – ты должен пройти множество процедур технической регистрации, исследовать рынок, понять его предпочтения, провести серьезную маркетинговую кампанию. Это все стоит времени и денег. У белорусских предприятий порой не хватает или одного, или другого ресурса, а зачастую – обоих».
Реорганизация сельского хозяйства
Некоторые планы по реорганизации агропромышленного комплекса уже отражены в июльской «Программе социально-экономического развития Беларуси на 2021-2025 годы». В частности, поставлены вопросы по наращиванию инвестиций в основной капитал более чем в 1,2 раза к уровню 2020 г., по диверсификации структуры экспорта и созданию новых высокотехнологичных производств. Кроме того, среди целевых показателей – увеличение валовой добавленной стоимости сельхозпродукции на 15,6% и увеличение экспорта товаров и услуг на 36,3%.
Содержатся и более узкие задачи: так, например, по АПК необходимо совершенствовать производство кормов для животноводства, а в земледелии – восстановить севооборотную систему в соответствии с рекомендациями Академии наук Беларуси и внедрить прогрессивные тенхологии, ориентированные на наибольшую отдачу сортов. Во внешней среде развитию экспорта должно способствовать снижение административных барьеров, развитие электронных торговых площадок, совершенствование механизмов прослеживаемости товаров.
В рамках ЕАЭС, кстати, Беларусь – пока единственная страна, которая синхронизировала с Россией системы прослеживаемости товаров, а значит, имеет как преимущество еще и фактор дополнительной гарантии контроля качества продуктов питания.
Большие надежды возлагаются на государственную программу «Аграрный бизнес», которая начала действовать с 2021 г. и рассчитана на ближайшие 5 лет. Ее цель – повышение конкурентоспособности сельхозпродукции и продуктов питания, наращивание экспортного потенциала, развитие экологически безопасного сельского хозяйства, ориентированного на укрепление продовольственной безопасности страны, обеспечение полноценного питания и здорового образа жизни населения Беларуси. В случае ее успешной реализации экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2025 г. должен достичь $7 млрд. Также ожидается, что выполнение мероприятий госпрограммы позволит к концу 2025 г. обеспечить рентабельность продаж в сельском хозяйстве на уровне не менее 10%.
Ирина Смирнова, экономический обозреватель «Евразия.Эксперт»