Еще совсем недавно о существовании в России частных военных компаний (ЧВК) или не говорили вообще, или же скромно упоминали вскользь, стараясь не касаться этой темы. Хотя «кухонные» разговоры о них шли несколько последних лет, детали по понятной причине были неизвестны, что давало поводы для самых причудливых предположений. На официальном же уровне о таких компаниях длительное время не сообщалось и более того, не раз давались заявления, что «никаких ЧВК у нас нет». Однако, похоже что ситуация меняется прямо на наших глазах и теперь российские частные военные компании включаются в легальное правовое поле, становясь одним из силовых инструментов внешней политики. А это в очередной раз доказывает, что Россия набрала достаточную силу, чтобы больше не оглядываться на мнение зарубежной «княгини Марьи Алексеевны».
Краткая предыстория российских ЧВК
Первые, пока еще смутные разговоры о неких неофициальных военных структурах для выполнения особых миссий за рубежом прозвучали в 2014 году, когда на Украине после националистического переворота началась гражданская война. Тогда на Донбасс из России приехало немало добровольцев и ходили слухи, что часть из них была как раз из таких вот военных компаний. Правда ли это — пока неизвестно и всю информацию о тех событиях мы наверняка узнаем очень нескоро. Однако, через некоторое время появились новости из Сирии о присутствии там военных специалистов, не связанных с российской армией.
Несколько лет они тоже оставались на уровне слухов, но затем постепенно начали появляться намеки, что так оно и есть. И тогда же впервые было произнесено название «группа Вагнера», по позывному ее руководителя. А вскоре последовало и «признание» на международном уровне — в 2017 году эта ЧВК была включена в составленный США после возвращения Крыма санкционный список.
Затем, в 2018 году Россия и Центральноафриканская республика подписали межправительственное соглашение, предусматривающее направление в ЦАР военных специалистов для подготовки вооруженных сил этой страны. И вскоре западные издания разразились серией репортажей о прибытии бойцов «группы Вагнера» в Центральную Африку и их участии в боевых действиях на стороне правительственных войск. Эти события вызывали настоящую истерику у США и особенно Франции, многие десятилетия считавшей регион своей вотчиной. Но изменить ситуацию они уже не могли — убедившись в эффективности российской военной помощи, власти ЦАР заявили о продолжении сотрудничества с РФ.
Российские ЧВК выходят на новый уровень
И вот наступило время официального признания факта существования российских ЧВК. Это сделал Сергей Лавров в ходе своего недавнего выступления в ООН, коснувшись ситуации, сложившейся в другой африканской стране — Мали. По его словам, власти этой страны не могут самостоятельно справиться с террористической угрозой и поэтому обратились за помощью именно к частной российской компании. И это стало настоящей пощечиной Франции, военный контингент которой длительное время помогал правительственным войскам бороться с террористами. Как оказалось, эта помощь была неэффективной и в итоге некогда бывшая французской колонией Мали решила поискать альтернативу. И нашла ее.
После этого Франция обиделась и заявила, что полностью выводит из страны свои войска, поскольку не хочет участвовать в совместных операциях с русскими. Еще бы — ведь это говорит о том, что ее безоговорочному влиянию в Мали приходит конец и эти самые русские попросту вытесняют французов оттуда. А это означает совершенно иной расклад в Центральной Африке и хорошие перспективы для России закрепиться там, принеся в регион мир и порядок.
Разумеется, это не понравится многим на Западе, но по большому счету, это уже его глубоко личные проблемы. В Африке (да и не только) начинают понимать простую истину — куда приходят русские, там устанавливается порядок, мир и безопасность, что в нынешние неспокойные времена ценится особенно высоко. И делают соответствующие выводы, несмотря даже на неудовольствие своих бывших патронов. Так что похоже, в недалеком будущем на российские киноэкраны выйдет продолжение нашумевшего недавно фильма «Турист»..