Многострадальный Северный широтных ход (СШХ) все-таки будет построен. Реализация проекта должна была начаться еще в 2017 году, и к 2022 году предполагалось ее завершить. Тем не менее ряд управленческих ошибок сорвал строительство СШХ.
В 2017 году проект оценивался в 230 млрд рублей. Строить СШХ начали по частям. Определенные объекты в настоящий момент достраиваются. Те, за которые не отвечал так называемый концессионер.
Ведь еще в 2015 году было подписано соглашение с концессионером (компания ВИС), который обязался построить основную часть железнодорожного полотна.
Срок концессии был рассчитан до 2052 года. Наверное, ситуация с СШХ является ярким примером тому, почему нельзя при строительстве транспортной инфраструктуры (да и по ряду других отраслей) уповать на привлечение частных внебюджетных источников.
Это ненадежно и нецелесообразно. Сроки реализации проекта постоянно срываются, а концессионер выходит из строительства. Так произошло и сейчас. Системные либералы допустили ошибку. Вместо того, чтобы начать строить СШХ самостоятельно, они понадеялись на частного инвестора.
Сейчас государственникам приходится эту ошибку исправлять. В инвестиционную программу РЖД заложено 150 млрд рублей на строительство СШХ. Из них:
- 83 млрд — собственные средства РЖД
- 32 млрд — деньги ФНБ
- 35 млрд — деньги ЯНАО (судя по всему, инфраструктурный кредит)
С первого раза возникает вопрос: как именно сумма строительства уменьшилась с 230 млрд рублей в ценах 2017 года до 150 млрд рублей? По логике, она, наоборот, должна возрасти.
Однако объяснение этому имеется. 150 млрд рублей — цифра инвестиционной программы РЖД в 2022-2025 гг. В это же время строительство СШХ займет около 5 лет.
То есть, в эксплуатацию проект будет введен не ранее 2027 года. Судя по всему, оставшиеся 100 млрд — вложения в 2026-2027 гг., и они в данном документе не фигурируют.
В целом Андрей Белоусов пролоббировал достаточно смелую и агрессивную инвестиционную программу РЖД. Ее общий объем возрастает сразу на 800 млрд рублей до 4,3 трлн за 4 года (2022-2025).
Если ранее ежегодно планировалось вкладывать по 800-900 млрд, то теперь объем инвестиций в среднем составит 1-1,1 трлн.
Разумеется, подобное не может не радовать. Развитие транспортной инфраструктуры должно быть определяющим в экономической политике правительства. Без современных железных и автомобильных дорог говорить о росте экономики не приходится. И таких проектов, как Северный широтный ход должно быть как можно больше.
Теперь о минусах: судя по всему, было принято решение пока что отказаться от развития Южного кластера. А, именно, от строительства железной дороги Кривенковская — Сочи.
Деньги на этот проект в инвестиционной программе РЖД на 2022-2025 гг. не предусмотрены. Программа сокращена с 350 млрд до 1,7 млрд рублей. То есть, ни о чем.