Санкционная риторика Запада в отношении России в этом году скатилась до минимума с 2014 года, если не брать исключением 2020 год. Тогда все страны были заняты преодолением последствий кризиса. И было уж точно не до санкций
В этом году мы фиксируем стагнацию отношений России и США, хотя ожидалось, что Байден пойдет на обострение. Собственно говоря, изначально все предпосылки к этому были, но примерно с апреля политика Вашингтона по отношению к России претерпела существенные изменения
О причинах подобного явно не сейчас. Думаю, наши постоянные читатели расклад на геополитической карте примерно представляют. Но теперь о санкциях.
В апреле американцы ввели санкции против первичного госдолга России. Говоря простыми словами, американским физическим и юридическим лицам с июня запрещено покупать облигации федерального займа (ОФЗ), в том случае, если они становятся их первыми покупателями. То есть, если Минфин выпустит облигацию, купить ее американскому резиденту нельзя. Тем не менее, на вторичном рынке купить ее до настоящего момента возможна. И для тех американских резидентов, кому было интересно вкладывать деньги в российскую экономику, соответствующая возможность оставалась.
Тем не менее сейчас США готовятся ввести санкции против вторичного госдолга. К настоящему моменту окончательное решение не принято: нужна виза Байдена. Однако с высокой долей вероятности это произойдет.
Но подобные санкции являются не менее смешными, чем апрельские. На нашей экономике это не скажется никак. В настоящий момент американцы владеют примерно 1,9 трлн нашего госдолга. Это чуть менее 10% от общего объема государственного долга России (как внешнего, так и внутреннего).
Однако санкции против текущих ценных бумаг, которые уже находятся во владении американских резидентов, введены не будут.
Подобные санкции следует расценивать исключительно с положительной точки зрения. Во-первых, как было сказано выше, на стабильности отечественной экономики они никак не скажутся.
Во-вторых, санкции будут стимулировать финансово-экономический блок правительства отказываться от идей привлечения средств на внешних рынках. Конечно, это не следует рассматривать как исключительно вредную меру, но только в том случае, если на внешних рынках привлекаются деньги под конкретные проекты развития страны. Тогда иностранцы, действительно, по факту финансируют нашу экономику. У нас же такой практики, увы, нет. Деньги от размещения выпускаемых ОФЗ идут на текущие расходы. В результате растет зависимость федерального бюджета от госдолга.
Сейчас она пока что далека от критической. Уровень госдолга составляет 17,8% к ВВП. Однако в том случае, если Минфин продолжит наращивать выпуск ОФЗ такими же темпами, то в следующем году на обслуживание госдолга казна потратит 1,4 трлн рублей, а в 2024 — уже 1,84 трлн.
Поэтому благо, что в прошлом году Минфин выработал схему, согласно которой основными приобретателями ОФЗ являются государственные банки. Особо хорошего в этом тоже ничего нет, поскольку нет никакой необходимости использовать банковскую «прокладку». Если бы не запрет МВФ, то выкупом ценных бумаг вполне мог бы заниматься Центробанк. И делал бы он это по куда более низкой ставке.
Но, в любом случае, даже такая «кривая» схема Министерства финансов лучше, чем ОФЗ выкупали бы иностранцы.
Поэтому констатируем, что санкции США продолжают оставаться смешными. При определенных раскладах ими можно воспользоваться для того, чтобы улучшить ситуация в нашей экономике. Но, увы, этого, скорее всего не случится. Но санкции хотя бы отчасти стимулируют финансовый блок правительство изобретать иные механизмы как по госдолгу, так и по другим инструментам наполнения бюджета.