В российском правительстве поняли, что увещевать брюссельских чиновников поводу неразумности и незаконности введения трансграничного углеродного регулирования (ТУР) дело бесперспективное и неблагодарное.
Поэтому Москва приняла решение разработать отечественный углеродный налог, альтернативу европейскому, который в отношении российского бизнеса в пилотном режиме начнёт действовать уже с 2023 года.
Его цель не обложить дополнительными выплатами российских экспортёров металла, удобрений, цемента, электроэнергии и другой продукции, производство которых сопровождается существенными выбросами CO₂ в атмосферу, а, наоборот, заменить европейский налог отечественным, чтобы уж если и платить его, то в России, а не за рубежом.
Логика брюссельских чиновников проста и понятна. Углеводородных запасов, исключая уголь, в ЕС мало, поэтому их необходимо импортировать, то есть деньгами европейских налогоплательщиков поддерживать чужие экономики. А жить на «широкую ногу» Европа привыкла и отказываться от этого не собирается.
Как подержать европейских производителей и «сытую» жизнь своих граждан — способ только один: обложить высоким налогом тех, у кого эти ресурсы имеются, а полученные таким образом средства перераспределять между компаниями и потребителями внутри ЕС.
Только с российских компаний за счёт ТУР ЕС собирается взымать в год, по разным оценкам аналитиков и экспертов, от €1,1 млрд. до €6,3 млрд. Поэтому противостояние с брюссельскими чиновниками предстоит длительное, переговорный процесс будет весьма непростым.
Текущий механизм пограничной корректировки углеродных выбросов (СВАМ) позволяет производить зачёт обязательств по уплате ТУР, в случае если есть доказательства, что он уже был уплачен в другой юрисдикции.
Чтобы это произошло, разрабатываемая российская система должна соответствовать европейскому регулированию и быть признана ЕС, работа в этом направлении предстоит громадная, и очень хорошо, что она началась.
На данный момент в российском правительстве рассматривают три альтернативы СВАМ:
- первая — бизнес будет платить сбор по определённой ставке за превышение пороговых значений за выбросы
- вторая — внедрение системы торговли квотами за выбросы
- третья — в комбинации из первых двух вариантов.
Пока в правительстве до конца не определились, на кого будет распространён отечественный углеродный налог: только на экспортёров, чтобы защитить их от необходимости платить сбор за ввоз продукции на таможенную территорию Евросоюза, или и на других участников российского рынка.
Но то, что уже ведётся работа, чтобы средства отечественных экспортёров работали на российскую экономику, а не оседали в бюджете ЕС — весьма позитивный момент.
Рынок ЕС большой, добровольно сдавать свои позиции Россия на нём не намерена, поэтому впереди будут многочисленные переговоры и поиск компромиссов.
В качестве одного из возможных компромиссов правительство РФ предлагает самостоятельно собирать углеродный налог и самостоятельно распределять его между компаниями и потребителями.
Понятно, что брюссельские чиновники встанут на дыбы, будут доказывать, что у России абсолютно неправильные расчёты. Уже сейчас они указывают нам, что леса у нас неправильные, поглощают CO₂ плохо и не так, как нужно, а кроме того, они ещё и каждый год горят, приводя к дополнительным выбросам углекислого газа.
Поэтому процесс отстаивания позиций, скорее всего, закончится взаимными судебными исками. ЕС будет пытаться решить свои проблемы за счёт остального мира, а значит, грядут очередные торговые войны.
Но если Европа продолжить гнуть эту протекционистскую политику, в рамках которой будет под видом борьбы за экологию навязывать России экономический колониализм, то другого пути защиты своих национальных интересов просто не существует.