В двадцатом веке все европейские страны пережили демографический переход, связанный с падением рождаемости из-за урбанизации и целого ряда других факторов. Влияние этого перехода было разным, однако, несколько стран он зацепил особенно сильно. И хотя сегодня численность их населения еще растет, демографы предсказывают уже скорое начало обратного процесса и ускоряющуюся депопуляцию. Действительно, кратное падение рождаемости в течение всего 100 лет (это 4-5 поколений) впечатляет, но особенно в тех странах, которые еще сравнительно недавно славились как раз своим деторождением. Приведем три примера по состоянию на середину 2021 года.
Италия
Еще в начале 20 века предположение о том, что в этой католической до мозга костей стране возможен демографический кризис, вызвала бы только насмешки. Что неудивительно, ведь коэффициент рождаемости в те времена достигал 4.2-4.5, а на юге семьи с 8-10 детьми вовсе не были исключением. Снижение началось в период между двумя мировыми войнами, но к началу 1940-х годов средняя итальянская семья все еще имела трех детей. После Второй мировой войны спад затормозился и два с лишним десятилетия оставался в пределах 2.3-2.5 ребенка. Однако, в середине 1970-х рождаемость снизилась до предела самовоспроизводства 2.1 и затем в началу 1990-х годов достигла уровня 1.3.
С тех пор она уже три десятилетия существенно не меняется, и хотя инерционный прирост населения еще есть за счет роста продолжительности жизни, молодежи в стране становится все меньше. И с учетом того, что с Африки на полуостров прибывает все больше мигрантов, ее будущее становится все более печальным. Нет, Италия не вымрет, вот только итальянцы в ней жить уже не будут..
Испания
Что интересно, примерно такая же картина имела место и в другом оплоте европейского католицизма — Испании. В начале 20 века до Первой мировой войны показатель рождаемости здесь был даже несколько выше итальянского — в пределах 4.5-4.7. Но точно так же он начал падать после войны и к середине 1930-х годов достиг уровня примерно 3.3. Последовавшая с 1936 по 1939 годы гражданская война и массовая эмиграция из страны привела к резкому падению рождаемости в этот период, однако, через несколько лет она стабилизировалась в пределах 2.5-2.8. Это продолжалось до смерти каудильо Франсиско Франко в 1975 году, а через пару лет началось медленное падение по тому же сценарию, что и в Италии.
Но дальше было еще хуже — если к началу рождаемость упала до 1.3-1.4, то в 2000-е годы она провалилась до 1.1-1.2. Потом ситуация чуть поправилась, но все равно, в последнее десятилетие на одну женщину приходится лишь 1.2-1.3 ребенка и главное — нет никаких признаков того, что этот показатель начнет расти. В отличие от миграции в страну, в результате чего на территории Испании проживает уже 15-17% эмигрантов из Северной Африки.
Албания
Но особенно впечатляющим демографический переход из всех европейских стран оказался в Албании — одной из немногих с преобладанием мусульманского населения. Из-за низкого уровня жизни и высокой смертности в первой половине 20 столетия численность живущих в стране выросло лишь в полтора раза, но вот с начала 1950-х годов прогресс был куда более заметен. За три с лишним десятилетия произошел настоящий демографический взрыв с почти трехкратным ростом населения, хотя стоит отметить — этому способствовала закрытость страны во времена правления Энвера Ходжи. Тем не менее, стоит констатировать — в конце 1950-х годов рождаемость достигала почти 6.5 ребенка на одну женщину, и хотя до начала 1990-х она снизилась примерно вдвое, но все равно оставалась самой высокой в Европе.
Но с падением албанского «железного занавеса» катастрофически упало и деторождение — сначала до уровня воспроизводства 2.1 на рубеже 21 века, а затем до 1.6 за два следующих десятилетия. Так что хотя пока демографических проблем в стране не наблюдается, лет через 25-30 появятся и они, тем более с учетом высоких темпов эмиграции в другие страны.
Таким образом можно констатировать, что во второй половине текущего века национальный состав Европы практически наверняка резко изменится. И отнюдь не факт, что в лучшую сторону. А вы как думаете, читатели Правого курса?