Начальные признаки сокращения американских сил из Саудовской Аравии проявились в ряде шагов, предпринятых за последние несколько недель. Параллельно с этим администрация президента США Джо Байдена учитывает тот факт, что новое иранское правительство возвращается за стол переговоров в Вене по ядерным вопросам. Основные надежды связаны на данный момент с ожидаемым ослаблением напряженности между США и Ираном в обозримом будущем. Без сомнения, администрация Байдена только что сделала важное заявление о своих региональных стратегиях в Западной Азии, удалив самую передовую систему противоракетной обороны Patriot, которая была развернута в Саудовской Аравии для противодействия Ирану и отражения воздушных атак йеменских хуситов.
Эр-Рияд уже продемонстрировал свое недовольство, внезапно отменив запланированный визит в королевство министра обороны США Ллойда Остина. Пентагон назвал причиной отмены визита «проблемы с расписанием», но отсрочка произошла, когда Остин уже находился в этом регионе на пути в Саудовскую Аравию после посещения Катара, Бахрейна и Кувейта.
Официальное информационное агентство Исламской Республики Иран (IRNA) сразу обратило внимание на дальнейшие действия США в Саудовской Аравии. Его комментарий в воскресенье был назван «намерены ли США вывести войска из Саудовской Аравии?» Между тем , по интригующему совпадению в пятницу, администрация Байдена рассекретила 16-страничный отчет Федерального бюро расследований, связывающий угонщиков самолетов 11 сентября с гражданами Саудовской Аравии, проживающими в США. Национальное общественное радио США (NPR) так прокомментировало этот отчет: — «Частично отредактированный отчет показывает более тесные отношения, чем это было ранее известно, в частности, между двумя саудитами, в том числе одним с дипломатическим статусом, и некоторыми из угонщиков самолетов. В то время как 11 сентября 2004 г. Комиссия не смогла связать саудовцев с угонщиками, а в документе ФБР описываются многочисленные связии телефонные звонки». Хотя документ ФБР не проводит никаких прямых связей между угонщиками 11 сентября и правительством Саудовской Аравии в целом, он подтверждает аргументы в этом направлении и вместе с общественными доказательствами, собранными на сегодняшний день, дает план того, как Аль-Каида действовал внутри США при активной, сознательной поддержке правительства Саудовской Аравии.
Интересно, что весьма влиятельные иранские СМИ также сообщили, что за последние недели США эвакуировали три из 13 военных баз США в Сирии. Конечно, это первые дни, но можно сказать, что, если вывод войск продолжится, главными проигравшими будут сирийские курды. Однако государства региона также будут вынуждены адаптироваться к новым реалиям в Сирии.
Тегеран будет внимательно следить за развитием событий. Проще говоря, на этом сложном региональном фоне новое правительство президента Эбрагима Раиси продемонстрировало замечательную гибкость в разрешении разногласий по поводу просроченного обслуживания оборудования для мониторинга на ядерной площадке в Натанзе Международным агентством по атомной энергии. В совместном заявлении, опубликованном в Тегеране в воскресенье после визита генерального директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси, говорится: — «Инспекторам МАГАТЭ разрешено обслуживать идентифицированное оборудование и заменять их носители, которые будут храниться в совместном ведении МАГАТЭ и AEOI. Способ и время согласовываются обеими сторонами».
Это может показаться еще не начавшимся шагом, но разногласия угрожали перерасти в схватку на этой неделе в совете управляющих МАГАТЭ из 35 стран, на котором западные державы угрожали принять резолюцию, критикующую Иран за то, что он препятствует ООН. На самом деле, это также имеет более глубокое значение, поскольку это не только первое крупное решение Раиси в области ядерной политики, но и решение, выражающее конструктивную позицию. Тегеран действительно готовится к отложенному седьмому раунду ядерных переговоров в Вене. Что делает это еще более значительным, так это то, что Россия координирует свои действия с США, призывая Иран двигаться в этом направлении.
Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заявил в Москве в прошлый четверг, что пути возобновления переговоров в Вене обсуждались в ходе переговоров со спецпредставителем США по Ирану Робертом Мэлли 8-9 сентября. Он сказал: — «Важно то, что мы разделяем с американцами понимание необходимости достижения дальнейшего прогресса на переговорах, которые необходимо возобновить с того момента, на котором стороны остановились в июне, когда переговоры были прерваны».
Россия, конечно, выходит на более высокий уровень, чтобы руководить ядерными переговорами. В знак признательности правительству Раиси Россия выделила Ирану ссуду в размере 5 миллиардов долларов США на строительство атомной электростанции в Бушере и некоторые другие проекты. Интересно, что эти проекты включают строительство железной дороги Инчеборон-Захедан, которая, как ожидается, соединит российскую железнодорожную сеть с иранскими портами Бендер-Аббас и Чабахар. Несомненно, Россия способствует планам Ирана превратиться в центр региональных связей между Персидским заливом, Африкой и Южной Азией с Афганистаном, Центральной Азией и Евразией в целом.
Это реалистичная оценка того, что Москва модернизирует траекторию российско-иранского экономического сотрудничества в ожидании отмены санкций против Ирана. Президент Владимир Путин не будет ни стремиться стать новым шерифом в Западной Азии, ни показывать себя на публике, но Москва не преминула заметить, что сокращение вооруженных сил США в Саудовской Аравии и ядерная сделка между США и Ираном потенциально могут открыть новые возможности для продвижения интересов России.
Таким образом, один из способов взглянуть на новое российско-саудовское соглашение о военном сотрудничестве, подписанное в Москве 24 августа, может заключаться в том, что Эр-Рияд сигнализирует о готовности диверсифицировать свои отношения в сфере обороны за пределами своей давней ориентации на США. Несомненно, это также служит признаком растущих связей между Кремлем и королевством. Соглашение подписал заместитель министра обороны Саудовской Аравии принц Халид бин Салман, который является младшим братом могущественного наследного принца Мохаммада бин Салмана.
Все эти последовательные события последних двух недель «после Афганистана», взятые вместе, предвещают ветры перемен, дующие в регионе Персидского залива. Похоже, что доктрина Байдена уже не в чертежах, ее ключевой характеристикой является сосредоточение внимания на жизненно важных национальных интересах США. По сути, модель, которая складывается на так называемом Большом Ближнем Востоке, заключается в том, что США ищут новое место в мире и не будут увязать в бесконечных конфликтах в каком-либо регионе. Иными словами, помимо явно просматривающихся перспектив заключения американо-иранского соглашения по ядерной проблеме, на горизонте появляется целый спектр стратегических вариантов.
Сообщения из Тегерана предполагают, что новый министр иностранных дел Хосейн Амир-Абдоллахян планирует посетить Нью-Йорк в этом месяце для участия в ежегодной Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Традиционно это тот случай, когда иранская дипломатия запускает все шары. Амир-Абдоллахян не новичок в общении с американскими официальными лицами. Он опытный дипломат, проработавший в МИД с 2005 по 2016 год. Он участвовал в переговорах с США в 2007 году в Багдаде, которые привели к одному из тех редких моментов, когда обе стороны смогли выработать общий язык и прагматичные рабочие отношения в Ираке, основанные на сближении интересов.