США так ничему и не научились за 20 лет войны. 14 апреля 2021-го года президент США Джо Байден посетил Арлингтонское национальное кладбище, чтобы отдать дань уважения американским солдатам, ветеранам и членам их семей. 31 августа президент США Джо Байден смирился с неизбежным и объявил об окончательном уходе всего военного персонала из Афганистана.
Возможно, самая важная часть речи была связана с будущим, и здесь Байден недвусмысленно заявил: – «И вот что важно понять: мир меняется. У нас серьезная конкуренция с Китаем. Вместе с Россией мы сталкиваемся с проблемами на нескольких фронтах. Мы должны укрепить конкурентоспособность Америки, чтобы противостоять этим новым вызовам и конкуренции в 21 веке».
Основная мотивация для выхода из Афганистана – освободить руки для победы над Китаем и Россией. И это не должно быть мирным «поворотом». США окружили обе страны военными базами, и в результате «поворота в Азию», инициированного администрацией Барака Обамы, 60% американских военно-морских сил оказались по соседству с Китаем.
Последнее болото. После отступления афганцев решительно невежественная мейнстримная пандитократия (режим, при котором журналисты, ведущие телепрограмм, комментаторы становятся особой кастой и имеют гигантское влияние на ход внутренней и внешней политики) задается вопросом: – «Узнали ли США из этого последнего фиаско об ограничениях своей власти?»
Разве они не читали речь Байдена? Ясно, что нет. Если США не смогли победить такую второстепенную державу, как Афганистан (или Вьетнам), каковы шансы сделать это с такими державами, как Россия и Китай? И, учитывая ядерный потенциал этих держав, к чему это может привести? Сколько кубинских ракетных кризисов или того хуже, нам придется пережить в этой Новой холодной войне, прежде чем один инцидент приведет не просто к бесконечной войне, а к войне, которая закончится абсолютным и вечным миром?
Давайте проясним. Байден поступил правильно, прекратив войну, и он должен сделать то же самое в Сирии, Ираке и других местах. Однако он поступил правильно не только по неправильной причине, но и по очень злой причине, которая приведет к еще большим проблемам и серьезным опасностям. К сожалению, политики, эксперты и аналитики не обращают внимания на эту опасность. Столь же печально, что слишком многие либералы молчат об этой Новой холодной войне или приветствуют ее как новый крестовый поход за «демократию и права человека». Но часть оппозиции исходит из того, что необходимо иметь дело с реальностью, а не с идеологией или предвыборной демагогией.
Бизнес-реалисты сопротивляются. На следующий день после выступления Байдена The New York Times разместила на первой полосе делового раздела статью под названием «Бизнес подталкивает Байдена к разработке торговой политики в отношении Китая». В подзаголовке говорилось, что «компании хотят, чтобы Белый дом снизил тарифы на китайские товары и внес ясность в важнейшие торговые отношения». В статье говорится: – «Недовольство деловых кругов подходом администрации нарастает. Корпоративные лидеры говорят, что им нужно понять, смогут ли американские компании вести дела с Китаем, который является одним из крупнейших и наиболее быстрорастущих рынков. Бизнес-группы подчеркивают, что тарифы ставят их в невыгодное положение с точки зрения конкуренции, что приводит к увеличению затрат для американских импортеров.
Патрик Гелсинджер, генеральный директор Intel, сказал в интервью на прошлой неделе: – « Для меня просто сказать: – «Давайте будем жесткими по отношению к Китаю» – это не политика, это лозунг. Пришло время приступить к реальной работе по выработке реальной политики торговых отношений и взаимодействия с Китаем в области коммерческого экспорта и технологий».
В начале августа влиятельна бизнес-группа направила письмо [министру финансов Джанет Йеллен и Кэтрин Тай, недавно назначенному торговому представителю США, призывая администрацию возобновить торговые переговоры с Китаем и снизить тарифы на импортируемые китайские товары».
Безмолвная жестокость речи Байдена. Байден был прав, оплакивая 2461 американца, убитого в Афганистане. Но он не упомянул сотни тысяч афганцев, убитых непосредственно в результате войны, еще сотни тысяч – в результате болезней и недоедания, а также миллионы внутренне перемещенных лиц и миллионы других беженцев.
Вместо извинений Байдена и предложения репараций пришло известие о том, что США замораживают более 9 миллиардов долларов афганских иностранных активов, необходимых этой голодающей стране, лежащей в руинах. Соединенные Штаты, очевидно, ничего не поняли ни о пределах своей власти, ни о морали своей внешней политики, если принять речь и действия Байдена как какой-либо указатель. По меньшей мере, изменить это будет непросто, но у нас нет выбора. Если мы проиграем, нас ждут невероятные бедствия.