По поводу международных рейтингов сказано уже очень много, добрый день, дорогие друзья — и будет сказано еще больше, ибо есть о чем говорить.
Помните рейтинги по качеству медицинских услуг в мире? Те самые, в которых на первом месте была Америка, а на втором — Британия? Пандемия показала, чего на самом деле стоят все эти места — Америка до сих пор прочно удерживает ведущие позиции в мире по смертности от новой модной болячки.
Но ведь есть и другие рейтинги. Те самые, которые ежегодно рисуют экономическую мощь разных стран — например, знаменитый рейтинг Doing Business от Всемирного Банка. На него, в частности, долгое время просто молилось руководство России и других постсоветских республик — и нельзя сказать, что эти рейтинги были совсем уж дутыми.
В любом случае, они нас серьезно мотивировали — и Россия с 2012 по 2020 годы поднялась в Doing Business со 120 на 28 место.
Но вот случился во Всемирном Банке внезапный аудит — и выяснилось, что позиции ряда стран в этом рейтинге не соответствовали их настоящим местам, рассчитанным по десяти показателям.
Первые тучки начали сгущаться еще летом прошлого года — в августе 2020 года Всемирный банк сообщил, что переносит на неопределенный срок публикацию рейтинга за 2021 год. Причина — обнаруженные нарушения при сборе и измерении данных.
Ой, а шо случилось? А случилось страшное, если верить итогам годового аудита — банда международных жуликов под руководством бывшего исполнительного директора Всемирного Банка Кристалины Георгиевой (она сейчас управляет МВФ, если кто не знал) систематически подтасовывали показатели ряда стран в этом рейтинге.
Например, «обнаружен ряд нарушений при измерении показателей в рейтингах Doing Business 2018 и 2020, опубликованных в октябре 2017 и 2019 годов. Измерения не соответствуют методологии составления рейтинга» — заявили в августе прошлого года во Всемирном Банке и пообещали проверить все данные за последнюю пятилетку.
Так вот, если вдаваться в частности: в 2018 году показатели Китая в этом самом модном рейтинге подросли чуть больше, чем ожидалось — и в это же самое время Всемирный Банк вел переговоры с Пекином об увеличении собственного капитала.
Судя по всему, жулики и китайцы договорились — Пекин перечислил в ВБ 13 млрд долларов и увеличил свою долю в уставном капитале Банка с 4,68% до 6,01%. В качестве алаверды, Китай, вместо восемьдесят пятой позиции в Doing Business получил тогда семьдесят восьмую.
То, что начало вскрываться с этим аудитом, вызвало в инвестиционных кругах настоящий шок. Да, крупные инвесторы давно уже пользуются кучей дополнительных параметров при выборе проекта для инвестирования, но Doing Business все-таки был основой основ всего рейтингового направления. На него ориентировались и ведущие рейтинговые агентства мира — и вот теперь вся эта чудная схемка по условно честному отъему денег у предпринимателей летит псу под хвост.
Кроме китайского квеста выяснилось еще несколько любопытных деталей — по итогам 2019 года Саудовская Аравия получила 62 место в рейтинге, хотя должна была получить на одну строчку ниже. Был поднят рейтинг ОАЭ, а вот показатели Азербайджана наоборот занизили.
А кто же входил в состав этой элитной организованной преступной группы, помимо Кристалины Георгиевой? Во-первых, тогдашний президент Всемирного банка Джим Ен Ким. Во-вторых, один из создателей рейтинга Симеон Дянков — и тут уже можно говорить об организации болгарско-корейской ОПГ.
В-третьих, это сотрудники Всемирного Банка, которые сейчас со слезой на глазу рассказывают аудиторам, что не могли «оспаривать приказ президента или генерального директора банка, не рискуя своей работой».
Ситуация с аудитом говорит об «убийстве» Doing Business и всей международной рейтинговой системы — и вот здесь самое время задуматься о том, насколько совпадают показатели разных стран мира по ВВП действительному положению вещей.
Вполне может случиться так, что и эти рейтинги «нарисовали» художники наподобие Кристалины Георгиевой и ее банды — и тогда экономическая реальность всего коллективного Запада окажется совершенно иной. Мало того, искаженная реальность ведет к принципиально неверным предпосылкам для стратегических решений — и первой, кто может ощутить на себе эту новую реальность, станет Британия. А следом, как домино, посыплется весь либерально-демократический мир, поскольку мухлеж с рейтингами позволял замыливать глаза всей остальной планете и создавать красивую товарную упаковку для Запада.
Впрочем, Западу не привыкать жульничать — и через некоторое время мы увидим новые «самые честные рейтинги в мире».