Звучит как некий сюжет очень сюрреалистичного фильма, но это реальность. Наша реальность, в которой мы сейчас живём.
Как пишут, «Булгаргаз» в сентябре покупает российский газ по $ 435 за тысячу кубометров, а в ноябре стоимость вырастет примерно до $ 530. Это в 2,5 раза выше, чем эта компания платила в январе, когда цена была $ 213.
В Молдавии планируют поднять внутренние тарифы на газ на 35%, но цена импорта российского газа уже в сентябре была выше, чем в Болгарии, — $ 550. Тогда как в январе 2021 года она составляла $ 127.
Такой же взлёт цен и в других восточноевропейских странах. И всё это они добились сугубо сами, потребовав в 2020 году от «Газпрома» изменения формулы цены на газ. Теперь в неё ещё «зашита» и цена на газ на европейской бирже. Которая нынче бьёт рекорд за рекордом: сводки с европейских бирж в текущем году напоминают военные сводки с новыми «завоеванными» ценой на газ высотами, а так же с перечислением остановленных заводов по причине дороговизны газа.
И за счёт чего такое счастье свалилось на «Газпром» и Россию? Всё сделано сугубо руками самих восточных европейцев: они подавали в суд на российскую газовую монополию в Стокгольме с требованием привязать цену на газ в контракте к ценам на бирже. Суд встал на сторону европейских стран и «Газпром» выполнил решение суда.
Теперь по итогам первого полугодия прибыль российского газового гиганта достигла почти 1 триллиона рублей, а по итогам всего года она, скорей всего, перешагнёт за 2 триллиона рублей. И возможно, что шаг этот будет широкий.
Прогнозируется, что в следующем году цены на газ будут всё-таки пониже, — в районе 200-250 долларов — но я не был бы так уверен в такой цене. На Западе активно давят на добывающие ископаемое топливо компании, чтобы они ограничивали свои инвестиции в добычу нефти и газа, что будет сказываться на объёмах этого самого топлива на международных рынках, а это в свою очередь не даст ценам на нефть и газ упасть сильно низко с нынешних уровней. На мой взгляд, диапазон будет, скорей, 300-350 долларов за тысячу кубов. И это будет честная, рыночная цена. Как любят говорить на Западе.