Как и ожидалось, цена на газ на европейских площадках упала недалеко и не надолго — до очередного украинского аукциона транзитных мощностей на октябрь месяц, объёмом на всё те же 15 млн кубометров в сутки.
И хотя «Оператор ГТС Украины» на этот раз пошёл на хитрость и разделил этот объём на два маршрута: 9,8 млн к. м. -через станцию «Суджа», а 5,2 млн- через станцию «Сохрановка», никто, ни «один» поставщик так и не позарился на это предложение.
Если ещё в сентябре «Газпром», из каких то своих соображений, забронировал дополнительно аж целых 0,65 млн кубометров в сутки, то бронировать что-то дополнительно на октябрь, у него желания не возникло. Видимо тарифы на дополнительный транзит через Украину действительно кусаются.
Как следствие — цена на газ на торгах понедельника в Европе вновь превысила отметку в 900$ за 1000 кубометров и имеются все предпосылки к их дальнейшему росту.
Особенно на фоне таких заявлений, как требования расследовать деятельность «Газпрома». С таким требованием группа младоевропейцев- европарламентариев обратилась к Еврокомиссии , обвиняя, как всегда бездоказательно, компанию в умышленном нарушении антимонопольных норм.
Да к тому же, компания выкупила лишь 31,3 млн кубометров в сутки, из предложенных Польшей дополнительного объёма в 89,1 млн кубов через польскую часть газопровода «Ямал — Европа». Видимо через Польшу прокачивать дешевле чем через Украину.
С Украиной интересная история получается. Она является единственной страной в Восточно-европейском регионе, отказавшейся от газа из Российской Федерации по долгосрочному контракту и тем самым сама себя наказала — приходится покупать газ в основном по рыночной цене.
Что уже ей выходит боком: Одесский припортовый завод, который является одним из крупнейших в Европе производителей удобрений, останавливает производство из-за повышения цен на газ. Это, как говорится, первая ласточка.
Отношения России и Украины в сфере энергетики никогда не были простыми, особенно во времена Ющенко и Януковича. Но при них, ни одному министру и в голову не приходило организовывать непонятный виртуальный реверс или закупать СПГ через чьи то там терминалы.
Кто-то, как например Белоруссия, извлекает выгоды от соседства со страной, которая обладает богатыми запасами энергоресурсов и доброй душой, а кто-то превращает это соседство в большую головную боль как для себя, так и для соседа. Поэтому у кого-то заводы работают, а у кого-то закрываются.