Мой друг итальянский учёный, профессор физической химии университета во Флоренции и весьма оригинальный мыслитель Уго Барди (Ugo Bardi) опубликовал на днях в своей англоязычной группе «Эффект Сенеки» (The Seneca Effect) прелюбопытный пост, посвящённый неожиданному для многих (а может — большинства) аспекту прокатившейся по Европе на закате Средневековья охоты на ведьм. Предлагаю вам свой перевод его поста.
Если вспомнить историю охоты на ведьм в XVI-XVII веках в Европе, может сложиться впечатление, что типичная ведьма была старой ведьмой, живущей в хижине на окраине деревни, одна с черной кошкой. Но нет, дело было не в этом. Может быть, подобных маргиналок иногда убивали за то, что они ведьмы, но они не были обычными жертвами. В действительности охота на ведьм имела сильную денежную составляющую и часто проводилась с целью извлечения прибыли от конфискации имущества жертв. Это были не бедные и обездоленные женщины, а, скорее, члены растущего в Европе класса дельцов.
Прибыльный аспект охоты на ведьм часто игнорируется историками, но в последнее время он переоценивается и подчеркивается, например, Йоханнесом Диллинджером (2021 г.) и Шмаковым и Петровым (2018 г.). Обе статьи настоятельно рекомендую прочитать, ибо они содержат огромное количество данных о финансовом механизме, который привёл к охоте на ведьм: короче говоря, не было (или было очень мало) случаев охоты на ведьм, когда правительство не позволяло конфисковать активы жертв. Таким образом, убийство ведьм было лишь одной из многих форм легализованного грабежа в истории.
Это увлекательная история, связанная с зарождением капитализма в Европе. В течение 14-15 веков Европа переходила от почти чистой сельскохозяйственной экономики к коммерческой и промышленной, что предполагало формирование торгового класса, который занимался такими видами деятельности, как ссуды, производство и др. Именно среди членов этого новообразованного класса вдруг стали находить «ведьм». Земельная аристократия Европы сочла удобным использовать методы пропаганды того времени, чтобы поднять чернь против этого нового среднего класса и использовать его активы. Это была классовая борьба, которая прекратилась, когда средний класс вырос до такого уровня богатства и власти, что мог отказаться от преследований. Пару столетий спустя, во время Французской революции, настала очередь земельной аристократии быть истребленной, а её активы были переданы в собственность государству.
Таким образом, охота на ведьм была лишь одним из многих случаев, когда передача богатства осуществлялась не торговлей, а путем истребления. В истории можно найти множество примеров, когда расширяющаяся популяция вторгалась на землю другой популяции, истребляла её (по крайней мере, мужчин) и забирала землю (а часто и женщин) себе.
Особый случай — когда проводится истребление людей, которые принадлежат к тому же обществу, что и истребители, по крайней мере, теоретически. Одним из примеров была охота на ведьм, но матерью всех внутренних истреблений было уничтожение евреев в Германии во время нацистского режима. Идеологические причины преследования евреев широко освещались в средствах массовой информации и в более поздней историографии, но фактор, который подтолкнул к истреблению, заключался в том, что евреи были относительно богаты и их собственность могла быть конфискована в пользу их гонителей. В противном случае вы не найдете логики в немецком правительстве, поощряющей истребление категории людей, которые были бы полезны для военных действий (немецкие евреи воевали на стороне Германии во время Первой мировой войны). Но, очевидно, истребление пошло на пользу истребителям, и поэтому оно было осуществлено.
Есть и другие примеры такого рода, в том числе истребление европейских катаров (христианская секта) в Европе (1209-1229 гг. н.э.), истребление армян в начале 20 века, руандийцев, камбоджийцев и некоторых других. . Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что эти истребления имеют несколько общих черт.
1. Относительно богатая подгруппа общества, которую можно идентифицировать по физическим, языковым или культурным признакам, достаточно большая, чтобы приносить хороший доход в случае поражения и потери своих активов.
2. Напряжённая экономическая, социальная или военная ситуация, которая заставляет доминирующие группы искать новые ресурсы.
3. Отсутствие у подгруппы эффективных средств военной защиты.
Если эти условия соблюдены, у правительства или влиятельной политической группы велик соблазн использовать ситуацию, чтобы объединиться, убеждая людей, что эта подгруппа состоит из злых людей: они едят детей, накладывают на вас злые чары, творят отвратительные вещи, да что угодно. Затем может произойти физическое устранение.
Это случалось так много раз, что немыслимо, чтобы подобное больше не повторилось. Нет никаких сомнений в том, что мы находимся в трудном экономическом и военном отношении. Таким образом, у элиты велик соблазн выделить одну или несколько подгрупп, чтобы их самих истребить, а их активы присвоить. Кто может стать следующей жертвой?
Думаю, я смогу определить некоторых потенциальных кандидатов на уничтожение в ближайшем будущем. Но я бы оставил этот вопрос, чтобы на него ответили комментаторы. Кто, по вашему мнению, станет наиболее вероятной целью следующего раунда этнических / политических чисток?