Когда три десятилетия назад произошел развал Советского Союза, практически все политические деятели Запада были уверены, что это означает окончательный конец исторической России как великого государства. Именно тогда, на пике ликования по поводу «величайшей геополитической катастрофы XX столетия», вышла ставшая настоящим символом следующих 20 лет книга Фрэнсиса Фукуямы с говорящим за себя названием «Конец истории и последний человек». Разумеется, речь в ней не шла о том, что теперь в мире не ожидается никаких значимых событий — ее смысл заключался совсем в другом.
Конец истории как вечное господство западной цивилизации
По сути, Фукуяма во всеуслышание заявлял, что социально-культурное развитие человечества теперь завершено, поскольку оно якобы достигло своей пиковой точки — либеральной демократии, причем, взятой в форме западного образца. А значит, никакие перемены этой сфере больше не ожидаются и теперь в мире остался только один, причем вечный лидер — страны «ядра» либерального капитализма. И никто другой никогда не сможет бросить им вызов, любые попытки сделать это будут обречены изначально.
Неудивительно, что эта работа практически сразу стала бестселлером и была переведена на 20 с лишним языков мира. У лидеров западного мира случилось самое настоящее «головокружение от успехов», а выросший за счет разграбления стран «второго мира» уровень жизни в США и Западной Европе распространил его и на рядовых граждан. Одним словом, более двух десятилетий все были уверены в вечности и незыблемости «мира по Фукуяме», как и в том, что России теперь никогда больше не удастся подняться. Ведь она официально отказалась от всех своих амбиций и больше не претендовала на значимые роли в мире, послушно следуя в фарватере нового «единственно верного учения».
И когда в феврале 2007 года прозвучал первый намек на то, что сложившийся в последние годы миропорядок может быть отнюдь не вечным — мюнхенская речь В. Путина, его попросту не поняли. Как это страна, которая только пережила погром 1990-х годов и начавшая восстанавливаться после него, может требовать «учитывать ее интересы»? Сказано ведь было — история закончена и каждому отведено в ней свое место, которое так и останется неизменным. Поэтому о неожиданной «выходке» поговорили и затем о ней постарались забыть, будто ничего и не было. Тем более, что в том же 2007-м году продолжилось расширение ЕС — в него вступили две бывших страны «восточного блока», Болгария и Румыния. Все хорошо, все идет как предписывал великий Фукуяма!
Россия отменяет сценарий Фукуямы
Но вот наступил 2008 год и начавшийся мировой финансовый кризис показал, что «конец истории» отнюдь не истина в последней инстанции. И хотя его удалось временно купировать, постепенно начало выясняться, что впереди мир ждут серьезные перемены. А затем наступил 2014 год, когда практически сразу же за последовавшим на Украине националистическим переворотом Россия осуществила блестящую операцию по возвращению Крыма на историческую родину.
Это стало настоящим шоком для многих на Западе, поскольку наглядно показало — русские больше не собираются мириться с отведенной им ролью исторических неудачников. Неудивительно, что и реакция на это событие была соответствующей — введение экономических санкций и их постепенное ужесточение. Но тут оказалось, что они практически не действуют и более того, они наносят гораздо больший вред своим инициаторам.
А сегодня ошибочность концепции Фукуямы становится понятна все большему числу людей всех социальных слоев — и что самое интересное, и самому ее автору. Да, не так давно он заявил об этом, хотя очевидно, что его сожаления касаются именно факта несбыточности. Но есть и то, о чем он не сказал — «конец истории» был отменен никем иным, как Россией, возродившейся из руин СССР через множество трудностей и лишений. Ее недооценка дорого обошлась Западу, который постепенно сходит с исторической сцены в то время, как наша страна уже вернулась на нее в роли полноценного ведущего игрока.