В Германии скоро состоятся первые в истории федеральные выборы, на которых действующий канцлер не участвует. Уход Ангелы Меркель означает, что впервые с 1949 года перемены неизбежны.
В течение большей части последних четырех лет наиболее вероятным исходом этого голосования было создание правительства во главе с христианскими демократами (ХДС/ХСС), вероятно, в коалиции с Партией зелёных. Какое-то время зелёные были почти на одном уровне с ХДС/ХСС по популярности, но отстали во время пандемии, когда правящие партии по всей Европе укрепляли свои позиции.
Мало кто оценил шансы СДПГ — в настоящее время упорного младшего партнера Меркель по коалиции. Партия показала худший результат в 2017 году, пробила новые глубины на европейских выборах 2019 года и произвела впечатление жертвы серьезного внутреннего раздрая. Её лидер Андреа Нахлес была отстранена от должности после фиаско на выборах в Европе, а вице-канцлер и федеральный министр финансов Олаф Шольц проиграл голосование среди членов партии за лидерство двум малоизвестным кандидатам левого толка. Он был выбран кандидатом от СДПГ на пост канцлера, но в то время это казалось в значительной степени спасительным ходом.
Если вновь вернуться в сентябрь 2021 года, социал-демократы не верят своей удаче. Они опережают ХДС на уровне примерно 25% — большое достижение в сильно фрагментированной шестипартийной системе. Между тем, ХДС/ХСС находится в кризисе, и по некоторым опросам доверие к ней даже ниже 20%.
ХДС на скалах
Нынешняя ситуация во многом обязана как провальным кампаниям других партий, так и собравшейся с силами СДПГ. ХДС/ХСС выбрали Армина Лашета кандидатом в канцлеры, предпочтя его баварскому министру-президенту Маркусу Сёдеру, несмотря на данные опроса, свидетельствующие о том, что это был большой риск.
Лашет пережил тяжелые времена в ходе кампании. Наиболее разрушительной была его реакция на ужасные наводнения в западной Германии, включая его родную землю Северный Рейн-Вестфалия. Его антикризисное управление было сомнительным, но хуже было то, что он смеялся и шутил с коллегами по партии, в то время как федеральный президент произносил торжественную речь в память о жертвах.
Лашет извинился, но уже ничего не вернёшь. Его действия в условиях пандемии были предметом критики, и весь эпизод подтвердил сомнения немецких избирателей. Добавьте к этому обвинения в плагиате, телеинтервью, в котором он изо всех сил пытался назвать три вещи, которые сделало бы правительство под руководством ХДС, и резкие комментарии Седера (который демонстративно играл на своём телефоне во время выступления Лашета на старте избирательной кампании), и ХДС кажется решительным. чтобы проверить, насколько низко может упасть его поддержка.
Зелёные также сочли проблемой дополнительную проверку, связанную с заключительными этапами кампании. Кандидатку Анналену Баербок по-разному критиковали за явный плагиат (такой распространенный образец — может ли университет предлагать некоторые курсы в сносках?), неспособность декларировать доход и приукрашивать свое резюме.
Между тем, Шольц улучшил свои позиции в опросах, поскольку немецкая общественность более глубоко задумывается о том, какие качества ей хотелось бы видеть у будущего канцлера перед голосованием. Его сухая, трезвая манера изложения в сочетании с центристской политикой (вполне сознательно) напоминает Меркель и имеет сильную привлекательность, особенно для пожилых избирателей.
Кто может оказаться в правительстве?
В ночь выборов мы узнаем, кто победил в голосовании. Нет никакой гарантии, что кандидат от крупнейшей партии возглавит правительство, но немецкая общественность вполне ожидает, что именно это и произойдет. Однако следующей загадкой будет создание коалиции.
Шольц предпочёл бы возглавить коалицию СДПГ-Зелёные, но, хотя ситуация меняется в этом направлении, шансы на то, что они вместе получат большинство голосов, невелики.
Крайне правая Альтернатива для Германии (АдГ) не рассматривается, но одним из вариантов может быть коалиция СДПГ-Зелёных-Левых — и это не исключалось СДПГ или зелеными. Во внутренней политике такая коалиция была бы осуществима, но во внешней политике существует огромная пропасть во взглядах (Левая партия настаивает на роспуске НАТО и замене его альянсом с участием России).
Партнерство с зелёными и левой партией также оставит Шольцу гораздо меньше возможностей для сопротивления политическим требованиям левых СДПГ, что противоречит его более центристским инстинктам. Наиболее вероятным сценарием является «светофорная» коалиция СДПГ, зелёных и либеральной СвДП, но последнее будет трудно осуществить, и между СвДП и её потенциальными партнерами существуют серьёзные политические различия, особенно в ключевых областях климата и фискальной политики.
Учитывая всю эту неопределенность, вполне возможно создание нескольких коалиций. В ночь выборов мы можем получить некоторые подсказки. Затем в течение нескольких недель будут проведены предварительные переговоры между потенциальными партнёрами, в ходе которых будут решены ключевые вопросы. Пойдёт ли СвДП на компромисс с СДПГ и зелёными? Сможет ли Левая партия преподнести сюрприз и отказаться от своей внешнеполитической платформы?
Только после этих первоначальных переговоров мы узнаем, какая комбинация приступит к формальным переговорам о коалиции. И, как мы видели в 2017 году, нет никаких гарантий успеха: переговоры могут провалиться или их результат может быть отклонен членами партии или делегатами. Так что Германии предстоит жить после выборов с ныне действующим правительством нескольких недель, если не месяцев.