Лидер группировки мулла Хайбатулла Ахундзаде и одно из самых узнаваемых лиц, мулла Абдул Гани Барадар давно не появлялись на публике
Два высокопоставленных лидера талибов исчезли из поля зрения общественности, что заставило некоторых афганцев усомниться в том, живы ли верховный лидер группы и новый заместитель премьер-министра.
Главный лидер талибов мулла Хайбатулла Ахундзаде не появлялся на публике месяц после того, как боевики захватили контроль над Афганистаном. Но представитель движения официально опроверг слухи о его смерти.
Мулла Абдул Гани Барадар, одно из самых известных лиц талибов, также пропал из поля зрения. Вопросы о благополучии главы политического офиса и ключевой фигуры в мирных переговорах начали расти после того, как его не видели на публике в течение нескольких дней. В Кабуле ходили слухи, что он был убит или тяжело ранен в драке с другим высокопоставленным лицом Талибана во время спора о том, как разделить министерства Афганистана.
Официальные попытки развеять зловещие слухи, похоже, еще больше усугубили загадку. «Талибан» опубликовал фотографии рукописной записки одного из заместителей Барадара, в которой говорилось, что он находится в Кандагаре, а затем поделился аудиосообщением, якобы исходящим от Барадара, на фоне старых фотографий. Отсутствие видео вызвало у афганцев ещё больше вопросов, поскольку «Талибан» больше не является скрывающейся повстанческой группировкой, а лицо Барадара хорошо известно благодаря его международной роли.
Официальный представитель Сухайля Шахина изложил слухи на английском языке, когда он опроверг их в Twitter. «Мулла Брадар, заместитель премьер-министра Исламского Эмирата Афганистан, в голосовом сообщении отверг все утверждения о том, что он был ранен или убит в ходе столкновения. Он говорит, что это ложь, причём абсолютно безосновательная», — написал он, используя альтернативное написание имени лидера.
Видео и фото, также опубликованные в Интернете, якобы показывающие Барадара в Кандагаре, не содержали ничего, что могло бы подтвердить, когда они были сделаны.
Все эти слухи подпитывает репутация группировки. Смерть лидера-основателя Муллы Мохаммада Омара скрывалась ею в течение двух лет, и все это время талибы продолжали делать заявления от его имени.
По данным Сети аналитиков Афганистана, Барадар уже считался проигравшим во внутренних спорах талибов по поводу формирования нового правительства. Из трёх человек, которые были заместителями верховного лидера группы до падения Кабула, Барадар был единственным, кому не досталось крупного министерства. Военный лидер Якуб Омар, сын лидера-основателя группировки, получил министерство обороны, а Сираджуддин Хаккани — министерство внутренних дел.
Сеть аналитиков Афганистана также отметила, что отсутствие Ахундзаде на всех публичных и частных мероприятиях почти через месяц после падения Кабула свидетельствует о том, что его уже нет в живых. Аналитики отмечают, что даже затворник мулла Омар, когда правил страной, несколько раз появлялся на публике (правда, не на видео). Сюда входили встречи с иностранными официальными лицами, а также выступления по радио и интервью. «Поэтому было бы странно, если бы Хайбатулла, теперь, когда движение у власти, оставался жив и при этом никому не показывался. На данный момент он, кажется, функционирует как символическое номинальное лицо, которое может объединять сподвижников, не появляясь и не говоря ни слова».