Здравствуйте, сегодня мы о карме. Помните этого милого человека на скутере? Франсуа Олланд, президент Франции; парень, отважно отобравший у русских уже оплаченные «Мистрали».
Вчера Франция дружно взвыла, а в Лондоне откупорили шампанское. Контракт стоимостью 66 млрд долларов на постройку французами дюжины дизельных подводных лодок нежданно прекратил свое существование — грубо, без объяснений и предварительных ласк.
Понятно, что французы попытаются отстоять свою поруганную честь в судах разных уровней, но вот имидж главного поставщика вооружений в Евросоюзе ими уже утрачен — и Россия искренне благодарит Лондон за блестящую спецоперацию по подрыву европейского единства.
Что тут важно: мировой рынок вооружений — это очень серьезная штука, чтобы отдавать его в руки абы кого. Пока на этом рынке только два крупных игрока — Соединенные пока Штаты с 37,4% долей и Россия с 20%. Идущие следом китайские товарищи имеют долю около 6% рынка, а наши парижские «партнеры» — около 5,5%.
А это, на минуту, от 5 до 7 млрд долларов в год — я говорю именно про французов. Контракт объемом в 66 млрд сразу же выводил Францию в Большую Тройку, определяющую правила рынка, но тут очень вовремя подоспели американцы с британцами и закон всемирного воздаяния.
Еще 30 августа французы встречались с австралийскими заказчиками, жали руки, пили брют и подписывали всяческие меморандумы. Наверняка австралийцы уже знали о создании нового блока АУКУС и отмене контракта с французами, но не выдали себя ни единым словом — короче, кремень, а не люди, истинные британцы.
С тех пор прошло две недели и вчера Францию жестоко выдернули из полудремы самодовольства и удовлетворения жизнью — оказалось, что крошка Эмманюэль узнал о разрыве контракта на подлодки из британских и американских СМИ. Официального уведомления от австралийцев нет до сих пор, Канберра молчит, как рыба об лед.
Вместо официального уведомления французы с изумлением просмотрели онлайн-встречу Джо Байдена, Бориса Джонсона и «вон того парня внизу», как назвал Скотта Мориссона дедушка Джози. Стороны встречи излучали оптимизм, всякую приверженность и неподдельную инклюзивность.
Естественно, Франция встала дыбом. Америке уже было собрались прощать провал в Афганистане, где Белый дом тоже не удосужился известить «партнеров» о срочном драпе — и европейцам пришлось принимать по-настоящему экстренные меры, чтобы успеть вывести своих солдат.
«Союзники так не поступают!» — слабо вскрикивают французы, все больше понимая, что какие союзники — такие и поступки. Америка не обращает внимания на вопли с Елисейских полей, а британцы откровенно глумятся, выдернув из-под Naval Group вкуснейший контракт на поставку 12 ударных подводных лодок класса Barracuda. Вместо них британцы собираются построить для Канберры атомные подводные лодки — а одна эта штука дороже дюжины дизельных вундерваффе, вместе взятых.
Нас пока не интересует, остались ли у британцев и американцев технологии и компетенции для постройки АПЛ — нам куда важнее демонстрация того самого «западного единства». На самом деле разрыв этого контракта будет иметь куда более долгосрочные последствия, чем мы можем представить себе сегодня.
Но, прежде чем поговорить о последствиях, стоит сказать о другом: есть во всей этой ситуации настоящая изюминка.
5 сентября 1781 года, ровно 240 лет назад, мощный французский флот пришел на помощь молодому американскому флоту в Чесапикском сражении, в котором объединенная армада практически наголову разбила британский флот — и капитуляция британского генерала Корнуоллиса в Йорктауне перед американскими и французскими войсками 19 октября 1781 года была прямым последствием битвы в Чесапикском заливе.
Так вот, на эти выходные посольство Франции в США запланировало очень серьезные мероприятия, призванные подчеркнуть многовековое союзничество между Парижем и Вашингтоном — там собирались слушать хвалебные речи, пить брют и уверять друг друга в вечной любви.
Мероприятия отменили, а во Франции во весь рост встал вопрос, стоило ли помогать этим редискам 240 лет назад. Ответный подарочек американцев вышел настолько увесистым, что не унести — и в Париже в очередной раз заголосили о смерти НАТО и необходимости создать европейскую армию без участия Америки.
Ну и о последствиях.
Брекзит не завершен. Британцы вышли из ЕС, но бракоразводная сделка все еще в стадии обсуждения — и надо же было такому случиться, что 2021 год является годом председательства Франции в Евросоюзе.
Нам стоит ожидать предельного ужесточения требований к британцам и начала подрывной работы европейских СМИ в Северной Ирландии и Шотландии, ибо окончательный развал Соединенного Королевства становится для европейцев делом чести. Пока борьба за сферы влияния шла в рамках приличий, речи о мести британцам не шло — но завтра на месте Франции запросто может оказаться любая из стран Старой Европы.
К этому стоит добавить, что французы не просто потерпели унижение — этот контракт толкал экономику Франции и всего Евросоюза вверх. Куда теперь девать десятки тысяч специалистов и на кого списывать уже понесенные затраты на строительство дюжины подлодок — совершенно непонятно. А это, между прочим, очень длинные цепочки поставок, в которых участвовала практически вся Европа вплоть до Чехии — и когда в Праге или любой другой столице ЕС осознают, что некоторое падение экономики напрямую связано с британцами и американцами, реакция будет довольно однозначной. Но недолгой, нужно отметить.
Все это не выводит Европу из-под влияния Америки, но очень сильно подогревает рейтинги евроскептиков. К примеру, «Национальный фронт» Марин ле Пен получил кучу убойных аргументов для выборов в следующем году — и АУКУС еще аукнется немцам уже в этом сентябре, на выборах в бундестаг. «Альтернатива для Германии» пока еще не попадает в федеральный парламент, но причин для критики правящей партии у АдГ (как и у левых партий) появляется просто с избытком. Рейтинги «Зеленых» уже летят вниз — а вот не нужно так откровенно лежать под американцами, фройляйн Анналена Бербок!
Из любопытного:
«Возвращения к теме о покупке «Мистралей» у Франции нет на повестке дня, сообщил журналистам в пятницу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.»
Русские откровенно глумятся. Мария Захарова уже сравнила ситуацию с разрывом контракта на подлодки с действиями милашки Олланда по российским «Мистралям» — правда, на этот раз с совершенно обратным эффектом. Бумеранг, запущенный Франсуа в 2014 году, летал ровно семь лет. Теперь он вернулся и со свистом ударил по затылку Эмманюэлю — а вы говорите, что кармы не существует.
Русские же, задумчиво доработав напильником французские технологии, заложили пару своих вертолетоносцев на заводе в Керчи. Это хорошие штуки для экспедиционного корпуса в южных морях, от Сирии и Судана до Персидского залива.
Например, для вытеснения французов из Гвинеи и Мали — правда, они и без этого уже сматывают оттуда удочки, но этот процесс нужно контролировать, как сами понимаете. Российские «Мистрали», поразительно похожие на французские, очень помогут в этом праведном деле.
А французам остается еще раз поблагодарить Франсуа Олланда, благо есть за что.