Президент Молдавии Майя Санду всерьез взялась за Приднестровье. В конце недели состоялась ее встреча с заместителем помощника госсекретаря США Джорджем Кентом, прибывшим в регион для обсуждения урегулирования приднестровского конфликта. После госпереворота на Украине и победы на президентских выборах в Кишиневе «проевропейской» Санду Приднестровье остается здесь единственным бастионом российского влияния. По мнению Санду и ее западных покровителей, он должен быть разрушен.
После встречи с американским чиновником Санду сделала ряд знаковых заявлений. Она выразила озабоченность ситуацией с правами человека в регионе и призвала «разблокировать движение между двумя берегами Днестра». Накануне этого состоялись консультации в рамках переговоров в формате «3 + 2». Представители посредников (ОБСЕ, Россия, Украина) и наблюдателей (США и Евросоюз) побывали в Кишиневе и Тирасполе, где выслушали мнение обеих сторон конфликта. В частности, президент Приднестровья Вадим Красносельский на встрече в Тирасполе с членами делегации заявил, что у Кишинёва нет оснований претендовать на Приднестровье, поскольку во время развала СССР Молдавия приняла декларацию о независимости, которая объявила незаконным создание Молдавской ССР. «Данным документом Молдова юридически отказалась от Приднестровья», — сказал глава ПМР. Молдавская ССР была образована в августе 1940 года путем объединения Бессарабии, захваченной Румынией в 2018 году, и Приднестровья, до этого входившего в состав Украинской ССР.
Ситуацию прокомментировал приднестровский политолог Андрей Сафонов.
— Означают ли заявления Санду, что в процессе приднестровского урегулирования произойдут какие-то радикальные сдвиги?
— Судя по всему, проамериканское и прорумынское руководство Молдовы истово плывёт в фарватере политики Демократической партии США, которая, в отличие от республиканцев вновь достала из сундука нафталиновую тему «прав человека» в неугодных странах. Возродилась экспансия либералов, желающих переделать весь мир по своим схемам. Усилилась атака на Китай, Россию, Белоруссию. На постсоветском пространстве своё место в этой схеме отведено и Молдове. Смотрим, что произошло. 3 июня президент Приднестровской Молдавской Республики Вадим Красносельский встретился в Тирасполе с дипломатами — представителями формата «5+2» переговоров по урегулированию молдо-приднестровского конфликта. Формат известен: ПМР и Молдова – стороны конфликта; Россия и Украина – страны-посредники и гаранты; ОБСЕ – посредник; США и Евросоюз – наблюдатели. На встрече приднестровский президент акцентировал внимание на неисполнении Кишинёвом ранее подписанных соглашений.
— Можете ли пояснить, какие соглашения конкретно имелись в виду?
— Таковых десятки. Ранее он говорил, что если так будет продолжаться и дальше, то Приднестровье оставляет за собой право выйти из этих соглашений. Действительно, если они демонстративно нарушаются (как в вопросе свободного передвижения автотранспорта с нейтральными номерами), то чего ради позволять игру в одни ворота? Тут Кишинёву нечем крыть. Но представляющая правые политические силы Молдовы президент Майя Санду, открыто заявляющая, что она на референдуме (которые Кишинёв боится проводить с момента распада СССР) проголосовала бы за присоединение Молдовы к Румынии, решила сменить тему в разговоре о Приднестровье на встрече с заместителем помощника госсекретаря США Джорджем Кентом.
— Чем вызваны заявления Санду о нарушении прав человека в ПМР и ее призыв «разблокировать» Приднестровье?
— Как известно, сторонники Вашингтона, Брюсселя и Бухареста в Кишинёве молились на победу «сонного Джо» Байдена на президентских выборах в Америке. И сейчас они немедленно начали работать в уже упомянутой схеме американских демократов по «правам человека». Это попытка уйти от реальных нарушений прав человека в самой Молдове. Мало того, что там отрицается прямая демократия в виде референдумов, но там несколько лет назад были открыто запрещены российские новостные, политические и патриотические телепрограммы. Дошло до того, что московский Парад Победы в прошедшие годы было нельзя транслировать! Не говорю о закрытии массы русских школ и о многом другом. Обращу лишь внимание на целенаправленные нарушения Кишинёвом Меморандума от 8 мая 1997 года, предусматривающего свободную внешнюю торговлю Приднестровья. Вопреки этому документу, Молдова в нулевые годы отобрала у ПМР ранее выданные, как того требовали соглашения, таможенные печати и запретила осуществлять экспорт-импорт без молдавских сертификатов. Но сейчас руководство Молдавии, видимо, решило больше демонизировать Приднестровье в соответствии с американскими штампами о «правах». Хотя Штатам лучше бы не говорить на сию тему, памятуя о зверских пытках в секретных тюрьмах ЦРУ, в узилищах Абу-Грейб и Гуантанамо, об убийстве женщины — ветерана Вооружённых Сил США Эшли Бэббит в вашингтонском Капитолии 6 января 2021 года. Фактов нарушений прав человека в ПМР у Кишинёва нет. Но как может рассуждать тамошнее руководство? Фактов о наличии у Ирака оружия массового поражения у Штатов в 2003 году тоже не было, но это не помешало им развязать агрессию против суверенной страны. Ситуация на Днестре, конечно, гораздо мягче, но для властей Молдовы важно вывести ПМР из переговорного процесса и вытеснить Россию с берегов Днестра. Без российских войск, уверены в Кишинёве, Тирасполь сдастся и «вернётся под управление» молдавских властей. О таком «возвращении» недавно говорил на встрече с молдавскими студентами посол США в Молдове Дерек Хоган.
Складывается впечатление, что заявление сделано Санду спонтанно, без подготовки, или на основе неверных данных референтов, помощников и советников. Что значит «разблокировать движение между двумя берегами Днестра»? Уже больше месяца на такое движение даже не нужно разрешения приднестровского Оперштаба. И до 1 июля такой порядок сохранится железно. Более того, президент ПМР Вадим Красносельский сказал в СМИ, что при нынешнем положении с коронавирусом свободное передвижение останется и впредь. Не во всех регионах мира сегодня так. Неужели в Кишинёве об этом не знают? Видимо, знают, но отрабатывается типовая схема обвинений неугодных в «нарушении прав человека». В случае с ПМР она будируется не американцами, скорее, руководство Молдовы хочет в эту обвинительную схему встроиться. А в будущем – усилить нажим на Приднестровье. В любом случае, это показывает неконструктивный подход молдавских правых. Нейтрализовать это, полностью или частично, можно только за счёт согласованных шагов приднестровской и российской дипломатии, апеллируя к обязательствам кишинёвской стороны.
Марина Перевозкина