Страны Европейского Союза пришли наконец-то к общему мнению, что санкции необходимо принимать против крупных белорусских компаний, которые формируют экономический потенциал страны. Одной из таких мишеней стала компания «Беларуськалий».
Вводить санкции против белорусских предприятий самой первой предложила экс-кандидат на должность президента Беларуси, главный оппозиционер Светлана Тихановская. К этому страны Запада она призывала еще в сентябре прошлого года, аргументируя это тем, что такая мера позволит дестабилизировать экономическую ситуацию в стране и вынудить тысячи людей выйти на улицы.
Понимаете, к чему по сути призывала Тихановская – к массовым волнениям.
Страны Запада тогда не пошли на эти меры и одной из причин был тот факт, что многие европейские государства зависели от поставок белорусских калийных удобрений и нефтепродуктов. На самом деле, им необходимо было время, чтобы просчитать риски и перезаключить контракты с другими поставщиками.
В случае с калийными удобрениями, ситуация получается очень интересная. Кроме Беларуси, на мировой рынок их поставляет только Канада и Россия. Покупать у Канады дорого, да и путь из-за океана вылетит в копеечку. У России? Но против нее Запад тоже хотел принять санкции, а тут получается надо идти на поклон к Москве.
Из двух зол решили выбрать меньшее и начали готовить санкции против Беларуськалия.
Но в Минске тоже не сидели сиднем и предусмотрели эту ситуацию. Белоруссия заключила новые, еще более значительные контракты, с Индией и Китаем, которые, кстати, являются самыми крупными потребителями белорусских удобрений.
Что это значит для Евросоюза?
Во-первых, их санкции не будут иметь никакого результата. Во-вторых, Европа останется без белорусского калия, но будет получать канадский, а он дороже. Это значительные финансовые потери, к которым не все европейские страны готовы сегодня.
В-третьих, более всех потеряет Литва. О судьбе этой республики в Европе вообще никто не думает.
Мало того, что Литва потеряет белорусский калий, так еще она лишится транзита к порту Клайпеда. Минск уже пустил в обход свои нефтепродукты, если тем же путем пойдут и удобрения, то это будет приговор всей транспортной отрасли Литвы.
Только на нем Литва зарабатывала десятки миллионов евро каждый год.
Хуже всего, что порт Клайпеда в этом случае лишится почти 20 % своего грузооборота, что может привести к массовым увольнениям. Не самый лучший вариант развития событий для руководства Литвы.
Вот поэтому-то сегодня Литва очень осторожно говорить о санкциях к Беларуси, а ведь еще пару месяцев назад именно Вильнюс был главным их инициатором.
Сегодня Литва всеми силами пытается не допустить введения санкций против Беларуськалия, или хотя бы их немного ослабит, чтобы они так сильно не били по экономике.
Литве очень хочется договориться с Белоруссией, чтобы та не закрывала свой транзит, но Вильнюс так сильно испортил отношения с Минском, что ни о каких переговорах не может быть и речи.
Надо сказать, что и в Евросоюзе задумались по вопросу санкций и пока их не спешат объявлять, потому как Беларуси даже отвечать на них не надо – Запад все равно своих целей не добьется и, более того, он сам будет в большом убытке.