На европейском рынке из-за низких темпов пополнения топливных хранилищ рекордно дорожает природный газ. Сказываются действия «Газпрома», который не принимает участия в украинских аукционах на использование дополнительных транзитных мощностей. Казалось бы, концерн выполняет основное требование нового долгосрочного контракта, однако Украина хотела бы, чтобы «Газпром» сверх этого забронировал за отдельную плату еще мощности. В противном случае концерну может грозить новое разбирательство. «Оператор газотранспортной системы (ГТС) Украины» призвал заняться этим вопросом антимонопольное ведомство Евросоюза.
Политика «Газпрома» требует внимания антимонопольного ведомства Евросоюза, концерн занимается «искусственным ограничением поставок в Европу», сообщил на своей странице в сети Facebook глава украинской госкомпании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон. Сама же Украина, по его словам, «была и остается надежным транзитным партнером Европейского союза».
Проблема, как пояснил Макогон, в том, что, несмотря на высокие цены на газ в ЕС, «Газпром» не принял участия в аукционе на дополнительные транзитные мощности.
Напомним, в конце 2019 года страны подписали новый долгосрочный контракт на транзит газа в Европу сроком на пять лет с возможностью пролонгации. По этому договору российский концерн должен прокачать через Украину минимальный объем газа в 65 млрд куб. м в 2020-м и по 40 млрд куб. м в последующие четыре года.
Тем самым в текущем году «Газпром» должен прокачивать около 109 млн куб. м в сутки, в дополнение к этому концерн забронировал на регулярном аукционе еще 15 млн куб. м. Но в конце апреля «Оператор ГТС Украины» решил объявить сверх этого еще один аукцион – на 63,7 млн куб. м в сутки, то же самое он сделал и 25 мая. «Газпром» проигнорировал как апрельский, так и майский новые аукционы.
«Несмотря на высокие цены на газ в ЕС, «Газпром» не принял участия в сегодняшнем (от 25 мая) аукционе на мощности по транзиту газа в объеме 63,7 млн куб. м в сутки на июнь. Это бы позволило дополнительно поставить в Европу 2 млрд куб. м в июне, что ускорило бы пополнение газа в европейских подземных хранилищах (ПХГ)», – сообщил Макогон.
О ценах стоит сказать отдельно. Стоимость газа в Европе находится сейчас на близком к максимуму уровне. Так, во вторник цена с поставкой на среду составила на хабе TTF в Нидерландах 333 долл. за 1 тыс. куб. м. В начале прошлой недели стоимость достигала максимума за последние два с половиной года – более 340 долл. После чего спустя всего несколько дней она сильно просела – до 290 долл., затем снова произошел отскок.
Динамика газовых цен в последнее время заметно коррелировала с анонсами и итогами дополнительных аукционов на мощности украинской ГТС. Так, анонсы аукционов в конце апреля и конце мая сопровождались обвалом цен на газ, зато их итоги, которые выражались в том, что возглавляемый Алексеем Миллером концерн игнорировал предложенные Украиной дополнительные мощности, – новым скачком цен, обратил внимание Интерфакс.
«Текущие условия по транспортировке газа через Украину заключались в ситуации, когда США сорвали строительство «Северного потока – 2».
У «Газпрома» фактически не оставалось выбора, пришлось заключать новый контракт с Украиной», – напоминает аналитик компании «Финам» Сергей Кауфман. А сейчас «Газпром», по его словам, сознательно не увеличивает поставки газа в Европу: «Во-первых, это позволяет поддерживать цены на достаточно высоком уровне. Во-вторых, «Газпром», вероятно, ждет завершения строительства «Северного потока – 2», чтобы уже через него увеличить поставки».
«С экономической точки зрения, конечно, оптимально в будущем перенаправить газ, идущий через Украину, в «Северный поток – 2», – говорит Кауфман. – Однако до 2024 года это будет невозможно из-за действующего контракта». Эксперт уточнил, что основной возможный рычаг давления ЕС на «Газпром» – это «СП-2».
Причем, как поясняет замруководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова, полностью отказаться от транзита газа через Украину даже с запуском «Северного потока – 2» вряд ли получится, ведь «для этого нужно будет еще продлить «Турецкий поток» до юга Европы».
Рост цен на энергоносители на ключевом для экспорта рынке – для «Газпрома» история выгодная, говорит главный аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. Но он уточняет: «Использование таких рычагов управления ценами несет в себе и риски».
«Не стоит забывать, что фактически «Газпром» занимает на европейском рынке энергоносителей доминирующее место, о чем, надо полагать, отлично помнят и в Еврокомиссии. В какой-то момент антимонопольный орган может озаботиться динамикой изменения цен на газ на внутреннем рынке ЕС и причинами формирования дефицита», – допускает эксперт. И тогда вовсе не исключены как штрафные санкции, так и новые затяжные судебные разбирательства.
Антонов, однако, считает, что «скорее всего, здраво оценивая эти риски, злоупотреблять своим положением на европейском рынке «Газпром» вряд ли станет», ведь это уже будет вопрос даже не политических амбиций, а экономической целесообразности.
В то же время, по мнению Мильчаковой, «Газпром» никто не сможет заставить принудительно модернизировать или купить украинскую ГТС. Хотя, напоминает эксперт, «около 10 лет назад «Газпром» сам предлагал «Нафтогазу» такой вариант, но украинская сторона отказалась из политических соображений».
Анастасия Башкатова