Сегодняшний конфликт с Западом будет обостряться, что абсолютно неизбежно. И Россия в нем победит, что также совершенно неотвратимо. Весьма просто и четко сформулировал этот тезис председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин: «США придется подвинуться и уступить место России».
Лично я придерживаюсь той же точки зрения и изложу ее, основываясь на материалах моих многолетних научных исследований.
Вопрос первый: почему столкновение России и США разворачивается преимущественно на Украине.
Соединенные Штаты пролезли на Украину как на плацдарм, с которого можно давить на Россию, поддерживая мировую гегемонию лидера, впавшего в жесточайший кризис. Одно из проявлений кризиса — вырождение элиты, правящей государством, хорошо заметное по приходе к власти маразматиков разных возрастов — от Байдена до Блинкена и Псаки.
Они знают, что их страна быстро превращается в подобие гнилого ореха. Валовый национальный продукт огромен, но доля материального производства в нем падает уже много лет, замещаясь производством услуг. И непрерывно растет государственный долг. Оказывают сами себе услуги, купаются в роскоши за счет всей планеты. Держатся за счет эмиссии доллара, огромных вложений в вооруженные силы и господства в Глобальной информационной сети.
Грубо говоря, «всех давить, чтобы жрать побольше и властвовать подольше». На Россию давят, чтобы угрозами оторвать от содружества с Китаем.
Украина для этого плацдарм удобнейший. Следует учитывать, что эта страна несостоявшееся государство, то есть и не государство в полном смысле слова. По всей видимости, никогда и не будет полностью суверенным государством, примыкая к более сильному, меняя босса в зависимости от обстоятельств.
Проблема в том, что на этой территории на протяжении многих веков вообще никогда не было своей, взрощенной там национальной элиты, способной на выработку и реализацию собственной суверенной политики. Практически все крупные украинцы — русские. Они могли родиться в Житомире или Бердичеве, но проходили личностное становление и культурную огранку в Москве. И даже со средним уровнем элиты то же самое.
Бывало и наоборот. Мой дед, заместитель председателя горисполкома в Курске (по-нынешнему — вице-мэр), окончил юрфак Университета им. Святого Владимира в Киеве (теперь — госуниверситет). А отец, заместитель председателя Курского облисполкома (вице-губернатор), — тот же юрфак, но в советское время. Мать, ставшая примой в российских драматических театрах, — выпускница Киевского театрального института. Но все они — продукт образовательной системы, рожденной великой российской культурой в центре великой Российской империи.
Когда Украина получает президента в Киеве напрямую из Кривого Рога — это уже совсем иная элита. И они там все теперь иные.
В мировой науке хорошо разработано понятие «лимитрофного» государства — окраинной территории, вечно находящейся рядом с более сильными, вечно к кому-то примыкающей, не важно, в какой правовой форме — в качестве вассального государства или периферийного региона. В Советском Союзе подобные территории существовали на правах выше русских. Но больше этого у них не будет, по всей видимости, никогда и ни с кем.
Сегодняшняя власть на Украине позволяет США делать со страной все что угодно. Россия же, отвыкшая платить дань кому-либо со времен татаро-монгольского владычества, не имеет иного пути, кроме как жесткое отстаивание суверенитета.
Вопрос второй: почему США ведут себя так, как ведут.
В результате манипуляций на выборах и, по сути, государственного переворота к власти в США пришла группа незначительных личностей, очень слабо подготовленных к работе на благо своей страны.
Байдена невозможно сравнивать без горечи с Франклином Рузвельтом или Джоном Кеннеди, а сравнение Блинкена, допустим, с Кондолизой Райс вызывает грустную улыбку, с Генри Киссинджером — гомерический смех.
Эти люди совершают ошибку за ошибкой. К примеру, не понимают, что ввод в строй «Северного потока-2» может остановить только ядерная война. И то только потому, что после нее Германии уже ничего не понадобится. Не понимают, что Россия уже ни при каких обстоятельствах не вернется в G7 (а пытаются использовать этот формат вчерашнего дня в качестве морковки для нас).
Но самое главное — живут короткой памятью. Они помнят, как госсекретарь США Мадлен Олбрайт в конце 90-х на вопрос об отношении России к расширению НАТО на восток отвечала, что ее это не интересует. Помнят, как американцы в 2004 году продавили захват Грузией Аджарии — и Россия не смогла помочь. Помнят, как Россия дважды не стала вмешиваться в незаконные отстранения от власти Януковича.
Но все это им стоит забыть и вспомнить Карибский (1962 г.) и Берлинский (1961 г.) кризисы. И чем они закончились. Стоит вспомнить, как Россия защитила Крым.
Вопрос третий: не умеют разговаривать с Лавровым — придется говорить с Шойгу?
На днях секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев дал большое интервью относительно сложившейся ситуации: «Надеемся, что в Вашингтоне все же возобладает здравый смысл». На мой взгляд, документ, продолжающий лучшие традиции отечественной дипломатии. Уважительный тон и серьезное предупреждение: Россия готова договариваться, но не будет отступать. Пока Россию не услышали. Тугодумы. Но вскоре будут вынуждены Патрушева перечитать.
Во времена Советского Союза США имели огромное преимущество на море, что в данный момент не имеет значения. И располагали большим преимуществом в ядерном вооружении. Сейчас расклад не в их пользу. Главное — американцы не располагают возможностями вступить в конфликт на Украине с применением обычных вооружений. Это совсем не то, что окружить Кубу.
И Западная Европа им не помощник. Вот Чехия устраивает жалкую провокацию в духе «дела Скрипалей» (якобы какой-то склад мы им взорвали — это как копье украсть у африканского пигмея). В наказание они, видите ли, не будут просить Россию достроить чешскую атомную станцию. Нет такой глупости, которую не могли бы выдумать американские лакеи. Ну, пусть выстрелят себе в ногу.
В ситуации практического отсутствия канцлера Германии странные высказывания про Россию стала допускать дама —министр обороны Германии Крамп-Карренбауэр. А что делать бедняжке, когда в любой стране НАТО министра обороны назначают только с официального согласия посла США? На такое вообще не стоит обращать внимание.
Сложнее с Макроном. Блестящий интеллектуал, глава мощной, относительно самостоятельной державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН и обладателя ядерного оружия, захотел установить «красные линии» для России. Видимо, скоро узнает, что они проходят западнее Украины.
Дней десять назад в одном из радиоинтервью я высказал мысль о целесообразности высылки из Москвы посла США. А 16 апреля помощник Президента России Юрий Ушаков предложил господину Салливану вернуться в Америку и подумать хорошенько о дальнейших взаимоотношениях с Россией вместе со своим начальством. Что господин Салливан без особых проволочек и сделал.
Предвидеть такое развитие событий было несложно. Для России наиболее эффективный путь воздействия на США в данной ситуации — военный. И наши отставные адмиралы уже публично предлагают возродить практику советских времен — начинать якорями пропарывать борта американских кораблей в Черном море. Технически не сложно создать нашим «партнерам» проблемы средствами радиоэлектронной борьбы, да и просто установить над одичавшей украинской территорией бесполетную зону. И еще много чего в реальности можно.
Но это крайние меры по защите российских интересов, таящие в себе большие риски. А если, к примеру, одуревшие от страха американские моряки ядерный заряд в Черное море уронят? До подобного лучше не доводить.
Поэтому начали с дипломатических пощечин. Вот Джону Салливану и пришлось паковать чемоданы. Хотя, на мой взгляд, есть кандидаты, давно это заслужившие, — Великобритания и некоторые другие сателлиты США помельче. Отправили бы британца домой после «дела Скрипалей», может быть, до посла США и дело не дошло бы…
Думается, нашей стране предстоят и внутренние перемены. Стоит поставить на место агентов Запада, злоупотребляющих российской свободой слова и другими свободами, усилить борьбу с коррупцией, почистить властную вертикаль от злокачественных наростов. Не сомневаюсь, что предстоит ввести самоограничения по части роскоши, вести себя скромнее нашим доморощенным олигархам. Но главное — перестроить механизмы экономического развития страны, оживить экономику.
Специалистам очевидно, что эта работа уже началась и дает свои позитивные результаты. Не приходится сомневаться, что все у России получится.
Александр Запесоцкий