Китай считается мирной державой, особенно когда дело касается прямых его интересов. Восточная философия ― она такая. Например, в прошлом году у Поднебесной вспыхнул очередной конфликт с Индией из-за границ в Гималаях. Госсекретарь США Майк Помпео обвинил Китай в агрессии, однако на китайцев «последние американские предупреждения», как известно, не действуют. Если они защищают свое, то идут до конца.
Но еще больше они не любят, когда их обманывают. А именно такая история произошла в украино-китайских отношениях. Нет, Киев-то считает, что правда всецело на его стороне, но китайские инвесторы склонны думать иначе.
В первое десятилетие независимости Украины на ПАО «Мотор Сич» все было довольно радужно: в 1999 году завод даже получил статус спецэкспортера военной продукции. В 2014-м, после известных событий, прозвучал первый звоночек: ближе к концу года, когда власть в стране окончательно и бесповоротно сменилась, предприятие вынуждено было прекратить поставки двигателей для российских крылатых ракет, чем лишило себя львиной доли собственного дохода. Политика есть политика, но государство озаботилось тем, что «Мотор Сич» больше не приносит былого дохода. Ничего умнее при власти Порошенко, нежели продать завод китайцам, сделать не придумали.
Переговоры о приобретении контрольного пакета ПАО «Мотор Сич» китайской Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co велись с 2017 года. Американцы всерьез озаботились увеличением китайского присутствия на инвестиционном поле, да еще и в военной сфере, и послали на Украину свою компанию Oriole Capital Group, однако те обещали вложить в завод на 100 миллионов долларов меньше китайцев. Договориться не удалось, в итоге только китайские инвестиции позволили заводу выжить, после того как украинское правительство запретило «Мотор Сичи» сотрудничать с Российской Федерацией. На горло собственной песне!
Но украинская власть не просто наступила на свое горло, так еще и потопталась. Когда СНБО с важным видом говорит о возврате завода в госсобственность, когда суд арестовывает акции «Мотор Сичи», когда СБУ подозревает предприятие «в подготовке диверсии и поставке продукции в РФ», следует вывод: банально «отжали»?
Это только для далеких от темы людей звучит опасно: «арестовали акции и имущество завода». Нет, не просто арестовали, а передали в ведение Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Так, а где коррупция внутри украинских органов, отвечавших за продажу предприятия китайским инвесторам? Почему китайцы оказались после этого всего в убытке?
Ответов на эти вопросы рейдеры из украинской верхушки, конечно, не дадут. При этом военный завод даже продолжает работу, что вполне может быть расценено как саботаж следствия! СБУ расследует «диверсию» по поводу сотрудничества ПАО с Россией уже четвертый год, причем без обнародования результатов. Очень удобная позиция: диверсия есть, но доказательств нет, особенно если необходимо создать искусственную шумиху для «национализации» предприятия.
Очередным поводом для обострения отношений стало прогнозируемое решение Совбеза Украины по ПАО «Мотор Сич». Завод вернут в собственность государства в ближайшее время, об этом по итогам заседания украинского Совбеза сообщил секретарь СНБО Алексей Данилов.
У тех, кто следил за судьбой национализированного «ПриватБанка», возникает странное дежавю. Опять СНБО решает судьбу фактически негосударственной структуры, и опять СНБО принимает решение о национализации, но при этом не указывает сколько-нибудь серьезных методов или механизмов компенсации бывшему владельцу.
Вроде бы всё Киев говорит складно и верно, но эффект рейдерского захвата на государственном уровне все же остается. Почему так? На Украине все с момента независимости знали: «Мотор Сич» — жемчужина украинского авиастроения, предприятие производит газотурбинные двигатели для самолётов и вертолётов. Запорожье при правильном менеджменте могло бы стать одним из самых богатых городов страны, но при ближайшем рассмотрении внешний вид Запорожья несильно отличается от того, каким он был в конце 1980-х.
Кажется, Совбез перепутал причины со следствиями. Если и говорить о возвращении завода, то надо начать с предъявления подозрений со стороны прокуратуры всем, кто причастен к переговорам с китайскими и американскими инвесторами начиная с 2017 года. Украинская сторона это не делает и делать не хочет: своих же сажать придется. Закон что дышло: тем же топ-менеджерам «ПриватБанка» генпрокурор Ирина Венедиктова вручает подозрения с большим рвением. Что же касается продажи ПАО «Мотор Сич», то она буквально покрыта тайной, и украинцев неведомым образом пытаются уверить, что «во всем виноваты китайцы». В чем, в разбазаривании объектов, связанных с нацбезопасностью?
Но возвращаемся к долгой процедуре продажи. В августе 2019 года стало известно, что 50 процентов акций предприятия выкуплены китайскими инвесторами. На тот момент Владимир Зеленский уже несколько месяцев как правил страной, но врубиться в дела авиастроительного завода смог только недавно: Антимонопольный комитет Украины экстренно ставит сделку на паузу. Произошло это не без отмашки из США: в 2017-м договориться не получилось и спустя два года владельцем крупного военного предприятия на Украине стал Китай. Это не фантастика, а реальность. А потом СБУ возбуждает уголовное производство в отношении сделки, и акции китайских компаний во главе с Skyrizon арестовываются.
С юридической точки зрения с 2019 по 2021 год дело ПАО «Мотор Сич» так и не сдвинулось с той точки, где нынешние украинские власти вцепились в завод, который был продан фактически с благословления прежнего президента Петра Порошенко, и не отдают, невзирая на международные правовые нормы.
Экс-владелец контрольного пакета акций завода Вячеслав Богуслаев выступает в роли политклоуна и обвиняет китайских инвесторов в нарушении инвестиционных обязательств. При этом украинским депутатам он предложил «компромиссное» решение ― оставить инвесторам из КНР 35 процентов акций. Хотя ранее, во время продажи, он утверждал, что именно «вливание денег китайских инвесторов в сумме около 100 миллионов долларов позволило предприятию не остановиться». СБУ творит чудеса с мнением людей, вот и Богуслаев развернул свои мысли на 180 градусов. Были китайцы хорошие ― стали плохие. Правда, тут есть еще вопрос: а правомерно ли вообще выслушивать мнение по национализации «Мотор Сичи» человека, продавшего свои акции?
Китайским инвесторам разбираться во внутриукраинских войнушках совсем не интересно. Кто там Порошенко, а кто Зеленский, им до лампочки, китайцы, как все нормальные люди, считают деньги. Они обратились в международный арбитраж в конце 2020 года. Киев получил нехилый иск на 3,6 миллиарда долларов, который китайцы планируют выиграть на основании соглашения между Киевом и Пекином о поддержке и взаимной защите инвестиций. Самым печальным исходом судебной тяжбы Украины и Китая будет категорический отказ платить из Киева с последующим получением Поднебесной полного контроля над украинскими военными технологиями.
Тут уже вражда между Китаем и Украиной будет даже не на политическом, а на идеологическом уровне. Новость получила большой резонанс среди обычных китайцев, которые умеют сплотиться, как никто другой. Китаец с ником Sina Weibo прокомментировал на просторах Сети планы СНБО: «Это признак поражения Киева». Еще один комментатор с Востока поинтересовался, заботится ли Киев о собственном кредите доверия? Ему ответили, что у стран Запада его к Украине уже давно нет. Просветили, так сказать, рассказали о демократии по-украински.
А вот еще один комментарий от китайцев: «С нетерпением ожидаю смены режима на Украине». Режима! Впрочем, Пекин может наказать Киев посредством санкций намного жестче, чем США планируют «наказать» Китай. «Забирайте наши миллиарды долларов, лучше вообще ввести санкции, чтобы было удобнее конфисковать их, ― пишет еще один житель Поднебесной. ― США не будут вечно охранять Украину».
Последний способ ― самый изощренный. В прошлом году импорт из Китая в Украину составил сумму 8,3 миллиарда долларов ― больше Киев не торгует ни с кем в мире. Главным экспортером украинской продукции также является Китай с цифрой 7,1 млрд долларов. Ни одна другая страна даже близко не приблизилась к КНР ни по импорту, ни по экспорту. Терпение у китайцев достаточно прочное, но здесь речь может идти уже не о первом, а о втором китайском предупреждении. А тут не за горами и последнее. Это будет наказание из всех наказаний: экономика Украины, введи Китай санкции, рухнет за год. И никакая американская поддержка не поможет. Украинские бизнесмены не дурачки, они все это осознают лучше нас с вами, но ничего поделать не могут.
Сказали об украинском бизнесе, скажем и о реакции общества. В Антирейдерском союзе предпринимателей Украины заявили, что Киев «ограбил» собственных граждан-акционеров. Арест акций и передача их АРМА является «обычным грабежом маленького инвестора», дело на Украине привычное, пояснили в союзе. Завод имеет около 3500 миноритариев, владеющих акциями со времен приватизации. 19 процентов акций «Мотор Сич» были в свободном обороте, пояснил Андрей Семидидько, их мог купить любой украинец или местный инвестфонд. Об этом Киев в пылу национализации позабыл, равно как и о 17 тысячах сотрудников завода, которые рискуют остаться без работы.
Китайские эксперты говорят о том, что национализация авиапредприятия подорвет доверие иностранных инвесторов к вложениям в страну. Не только китайских. Говоря проще, каждый инвестор не из США должен опасаться, что Штатам не понравится, как он ведет дела на Украине, и приобретенное законным способом дело национализируют по указке Вашингтона. Сомнительные инвестиции, скажем прямо. Что в итоге? Ни производственного капитала внутри Украины, ни рынков сбыта из-за низкого авторитета, и как итог ― экономическая катастрофа, которую в Киеве и так всеми возможными способами приближают.
Тем временем американцы чувствуют, что дело плохо. Тут уже не только они ввели санкции против Skyrizon, сам Зеленский подписал указ о блокировке активов китайского инвестора. В общем, украинского лидера заставили пойти на серьезный политический конфликт с самим Пекином. Наиболее веселыми персонажами здесь выглядят затейники из СБУ, обвинившие китайского инвестора в попытке уничтожить мощности предприятия (вернитесь в начало текста и вспомните, что СБУ обвиняла «Мотор Сич» в диверсии и поставках в Россию).
До санкций Пекина в отношении Киева, скорее всего, не дойдет. Американцы будут бесконечно долго затягивать международный арбитраж по предприятию. А потом будут искать деньги для Украины ― те самые 3,6 миллиарда, чтобы заплатить китайским инвесторам. Естественно, занимать Киеву придется у Всемирного банка, у МВФ и отдавать в течение долгих-долгих лет.
И вишенка на этом украино-китайском торте. После заявления Совбеза китайская сторона подала в суд на самого Зеленского, а также на СБУ и СНБО. С официальным обращением выступил даже МИД КНР, потребовавший от Киева учитывать интересы своей компании. Это чтобы вы не думали, что конфликт не имеет политической подоплеки.
Там проскальзывали слухи о том, что КНР может настолько разругаться с Украиной, что поменяет свою позицию по Крыму, однако китайский посол Фань Сяньжун заверил в неизменности подходов правительства КНР: у них у самих территориальных споров хватает. Скорее всего, на разговор о Крыме китайцев подначивают сами украинские СМИ, стремящиеся сгладить жесточайший конфликт. Ведь, судя по всему, Киеву придется-таки отдавать эти 3,6 миллиарда долларов. А значит, в чьих-то карманах барыши со сделки с китайцами осели. И это было уже не при Порошенко, а при Зеленском. Наслаждайтесь разборками, друзья!
Артём Бузила